Роды и жанры искусства

Как уже упоминалось выше, для того чтобы обрести способность выполнять столь много-образные и сложные функции и удовлетворять столь сложные социальные потребности искусство должно было обрести способность широко модифицироваться во времени и пространстве. Для пластических искусств, исследование которых и является предметом классического, искусство-знания, такие модификации выразили себя в способности формировать сложные структуры родов, жанров и видов искусства, а также исторических направлений, творческих методов и стилей.

Родовые градации пластических искусств относятся прежде всего к искусствам изобразительным и традиционно подразделяются на монументальный, станковый и декоративный род искусства.

Монументальное искусствоэто род пластических искусств, который охватывает широкий круг произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды и соответствует ей своими идейными качествами, а также зрительно-архитектоническим и цветовым строем. К монумен-тальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д. (некоторые исследователи относят к монументальному искусству также произведения архитектуры). Изобразительно-тематические композиции на фасаде и в интерьере, памятник на площади обычно посвящены воплощению и пропаганде в широких массах наиболее общих социальных и философских идей времени, увековечению памяти выдающегося деятеля или значительного события. Стремление выразить возвышенные идеи диктует величавый язык их художественных форм, масштабное соотношение с человеком, предметно-пространственной и природной средой. Ряд других произведений монументального искусства не несет высокой идейной нагрузки и обычно играет в архитектуре роль аккомпанемента, декоративно организует поверхность стен, перекрытий, фасадов и т.п. В отношении таких произведений часто используется термин «монументально-декоративное искусство», иногда употребляемый:

1) в качестве синонима монументального искусства;

2) для обозначения того направления монументального искусства, в котором преобладает декоративное начало.

Однако резкой грани между этими двумя разновидностями произведений монументального искусства не существует.

Монументальное искусство особенно активно развивается тогда, когда художественная культура эпохи проникнута ярко выраженным пафосом утверждения позитивных социальных ценностей. Истоки его восходят к первобытному обществу. В менгирах, культовых статуях и наскальных росписях воплощены представления первобытного человека о могуществе сил природы, закреплены его трудовые навыки. С появлением классов определяющими для монумен-тального искусства стали общественные взаимоотношения. Так, например, принципы монумен-тальности и статичности, господствовавшие в искусстве Древнего Египта, в условиях рабовла-дельческого общества должны были способствовать утверждению идеи незыблемости социаль-ного строя и обожествления личности властителя (так называемый Большой сфинкс в Гизе), но в исторически обусловленной форме воплотили также представления о силе человеческого разума, победе человеческого коллектива над силами природы.

В эпоху расцвета древнегреческой рабовладельческой демократии были созданы проникнутые верой в красоту и достоинство человека произведения монументального искусства (скульптурный декор афинского Парфенона) в правдивых формах воплотившие гуманистические идеалы древнегреческого полиса. Весь художественный строй готического собора, его живописное и скульптурное убранство выражали не только порожденные феодальным строем идеи общест-венной и церковной иерархии, всю систему средневекового религиозно-догматического мировоз-зрения, но и растущее самосознание городов, трудовой пафос коллектива городской коммуны (скульптурное убранство соборов в Реймсе, Шартре, Наумбурге и др.). Общенациональный духовный подъем в эпоху Высокого Возрождения в Италии (кон. XV – 1-я треть XVI вв.) со всей силой выразился в отмеченных широтой общественного звучания, полных титанической мощи и напряженного драматизма произведениях монументального искусства (статуя Давида работы Микеланджело, его же росписи потолка Сикстинской капеллы и др.).

В кон. XVI – сер. XVIII вв. политическая и духовная жизнь ряда стран Европы и Южной Америки ярко отразилась в монументальном искусстве барокко. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, призванное прославлять их могущество, возбуждать религиозные чувства, оно отразило также и прогрессивные представления эпохи о драматической неустой-чивости мира и его непрерывном развитии (скульптурное и живописное убранство дворцов и церквей сер. XVIII в. в Италии, монументальная скульптура Л. Бернини и др.). Подъем нацио-нального самосознания, воздействие идей французских и русских просветителей отразились в
проникнутых патриотическим пафосом и гуманизмом, величественных по простоте и ясности замысла и языка художественных форм памятниках монументального искусства русского классицизма 2-й пол. XVIII в. – 1-й трети XIX в. (работы скульпторов Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса, В.И. Демут-Малиновского и др.). К середине XIX в. с развитием буржуазного общества усиливается разрыв между общезначимыми идеями и представлениями и реальной капиталис-тической действительностью, что ведет к упадку монументального искусства.

Сложными, противоречивыми путями развивается монументальное искусство конца XIX – начала XX вв. С постройками стиля модерн органически связаны произведения монументальной живописи (М.А. Врубель, Ф. Ходлер, М. Дени и др.). В начале XX в. вновь появляется архи-тектонически продуманная монументальная скульптура (А. Майоль, Э.А. Бурдель). В целом монументальное искусство в XX в. претерпевает глубокие изменения. В его произведениях отразились противоречия эпохи кризиса западной цивилизации, мощных революционных потрясений, опыта утверждения нового общественного порядка. Пути чисто формального экспериментирования и усиления эстетического субъективизма, ведущие к отрыву искусства от действительности, оказались малопригодными для развития монументального искусства, а бурный прогресс техники и процесс дегуманизации искусства в индустриально развитых странах породили тенденцию его растворения в индустриализованном материально-предметном окружении (вплоть до вытеснения монументального искусства из сферы общественного бытия). В то же время борьба с фашизмом, колониальным гнетом, социальные и национально-освободи-тельные движения способствовали возрождению монументального искусства, придали ему страстность и убедительность. Для произведений художников-монументалистов XX в. характерны острая публицистическая направленность, личностно-эмоциональный подход к раскрытию темы, часто перерастающий в социальную оценку изображаемого события (произведения мексиканских монументалистов, росписи общественных зданий муниципалитетов в городах Италии и Франции).

Станковое искусствотермин, которым обозначаются произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер и (в отличие, например, от произведений монументального искусства или книжной иллюстрации) не предназначенные непосредственно для какого-либо сооружения, издания и т.д. Идейно-художественная выразительность произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они находятся. Термин «станковое искусство» произошел от «станка», на котором создаются произведения станкового искусства в живописи, например, им является мольберт. Широкое развитие станковое искусство получило с эпохи Возрождения и особенно в XIX в.

Декоративное искусство (от лат. decoro – украшаю) – род пластических искусств, который, как архитектура и дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создава-емой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала. Декоратив-ное искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и интерьеры, а также парковой скульптуры), декоративно-прикладное искусство и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т.п.). Создаваемые как элемент или деталь композиции (площади, улицы, парка, здания, а также интерьера, костюма и т.д.) произведения декоративного искусства (в отличие от станковых) играют существенную роль в объемно-пространственной организации ансамбля. Идейно-образное удержание произведений декоративного искусства наиболее полно раскрывается при восприятии их в том ансамбле, для которого они предназначены.

Декоративно-прикладное искусство – раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художеств, изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й пол. XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, шитье, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Наряду с родовым членением большое значение имеет возникающее на пороге Нового времени, а именно в эпоху Возрождения, подразделение изобразительных искусств на жанры. Жанр художественный (франц. genre, от лат. genus, родительный падеж generis – род, вид) определяется как исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
В каждой области художественной деятельности жанровая дифференциация особая в зависимости от специфики вида искусства: такой жанровый ряд, как бытовой жанр – «портрет – пейзаж – натюрморт», свойственен живописи и невозможен в музыке, литературе и киноискусстве; точно так же «песня – романс – кантата – оратория» есть ряд специфических музыкальных жанров. Существуют тем не менее и общие для всех искусств принципы жанровой дифференциации, которые лишь по-своему преломляются в каждом виде. Принципы эти (и соответственно определения жанров) многообразны и взаимно пересекаются, что породило множественность точек зрения на саму проблему жанра. Построение относительно целостной системы жанровой классификации, адекватной исторически самоорганизующейся реальной системе видовых, родовых и жанровых форм, – дело будущего.

Поскольку в художественном творчестве объединяются познавательные, идейно-оценочные, образно-созидательные устремления и поскольку каждое из них действует избирательно, постольку выделение художественных жанров идет одновременно по нескольким направлениям, закономерно друг с другом связанным. Так, познавательная избирательность художественного творчества порождает серию жанров, отличающихся по предмету отражения: например, исторический, пейзаж, портрет, натюрморт и другие – в живописи. С другой стороны, в скульптуре членение на жанры отражает не тематическое содержание, как в живописи и графике, а цель создания произведения и задачу. Так, одни и те же формы портрета могут служить жанру надгробия, кабинетной пластики, мемориала и т.д.

Таким образом, понятие жанра многопланово, и в каждом виде искусства конкретное соотношение разных плоскостей (возникающих от разных исходных принципов) жанровых членений образует специфическую систему жанров. Вместе с тем в каждом из них специфично и соотношение жанровых членений с другими уровнями деления форм художественной деятель-ности – с делением вида искусства на разновидности и роды. Изучение соотношения всех этих (и ряда других) плоскостей дифференциации художественного творчества находится еще в зача-точном состоянии и потому сами термины «жанр», «род», «вид», «разновидность» употребляются нередко один вместо другого, не получая строго однозначного определения. Существенно тут не решение терминологической задачи самой по себе, а изучение законов морфологии искусства и исторической динамики соотношения различных жанровых, родовых и прочих его модификаций. А это соотношение явственно меняется в историко-художественном процессе: так, искусство Возрождения не знает еще четких демаркационных границ между жанрами; в XVII–XVIII вв. эстетика классицизма установила жесткие правила, призванные обеспечить чистоту каждого жанра в общей иерархической жанровой системе (именно тогда во Франции и вошел в обиход сам термин «жанр»); в XIX в. развернулся процесс взаимодействия жанров, их сплетения и скрещения, жестко установленные границы стали размываться. Некоторые современные теоретики признают жанровую дифференциацию вообще устаревшей и снимают даже проблему жанра.



Оглавление
История зарубежного искусства.
Дидактический план
Предмет искусствоведения
Классификация искусств
Историзм как принцип изучения искусства
Роды и жанры искусства
Периодизация истории искусства
Происхождение и социальные функции искусства
Становление художественной культуры классового общества
Становление художественной культуры Древнего мира
Художественная культура Древнего Египта и Древней Передней Азии
Художественная культура Эгейского мира
Искусство Древней Греции
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии и Средних веков
Художественная культура Византии
Становление искусства западноевропейского средневековья. Эпоха Каролингов
Романское искусство
Романское искусство
Искусство эпохи Возрождения
Искусство XVII века: барокко, классицизм
Западноевропейское искусство XVIII–XIX веков
Основные проблемы развития художественной культуры XX века
Все страницы