Периодизация истории искусства

Способность искусства модифицироваться не только на уровне пространственных решений (монументальное, декоративное, станковое), но и эволюционировать во времени ставит задачу периодизации истории искусства, накопившей к настоящему времени исключительно богатый материал, нуждающийся в исторической дифференциации. Традиционно периодизация пластических искусств начинается с зарождения эстетической деятельности человека, становление которой приходится на рубеж Ориньякско-Солютрейского времени верхнего палеолита, то есть наиболее позднего периода древнекаменного века, что составляет приблизительно 35–30 тыс. лет тому назад. Наивысшего расцвета искусство палеолита достигает в эпоху Ля Мадлен (по названию французского грота, где были сделаны первые относящиеся к данной эпохе находки), которая датируется 20–10 тыс. лет тому назад. Далее искусство доисторической эпохи подразделяется на искусство мезолита (среднекаменного века) – приблизительно 10–7 тыс. лет тому назад, искусство неолита и бронзы. Причем последние два периода имеют уже свою периодизацию для каждого конкретного региона и порою совпадают с формированием ранних предгосударств и государст-венных образований, что и открывает эпоху профессионального искусства.

Так, на территориях, наиболее благоприятных для сельскохозяйственной деятельности, уже на пороге 5–4 тысячелетия до н.э. начинают формироваться предгосударственные социальные структуры, а в конце 4 тысячелетия формируются древнейшие восточные деспотии в долинах рек Нила и междуречье Тигра и Евфрата. С этого периода и вплоть до начала 1 тысячелетия до н.э. разворачивается история искусств Древнего Востока, охватывающая эволюцию художественной культуры Древнего Египта, Древней Месопотамии, Хетто-Хурритской культуры и культуры Эгейского мира. Внутри каждой цивилизации имеется своя периодизация истории и, соответ-ственно, истории искусства.

С конца второго тысячелетия принято начинать периодизацию истории искусства античного мира, включающую в себя историю искусства Древней Греции, эллинизма и Древнего Рима, ограничиваемую сроками от XII века до н.э. до середины V века н.э.

С середины V в. н.э. начинается история искусства Византийской империи и западноевро-пейского средневековья, которая в равной степени завершается к XV в. Гибель Византийской империи под натиском турецкого завоевания приводит к исчезновению этой цивилизации, а для европейской культуры с XV века начинается новый этап развития истории искусства – искусство эпохи Возрождения. В дальнейшем история искусства Нового (XVII – нач. XIX вв.) и Новейшего времени (вер. XIX в. – по настоящее время) подразделяется уже в рамках конкретной национальной истории.

Некоторыми особенностями отмечена периодизация отечественной истории искусства. Древнейшее искусство Восточной Европы формировалось начиная с 4 тысячелетия до н.э. Первые предгосударственные образования на территории нашей страны относятся ко второй половине
1 тысячелетия н.э., а с IX по XVII вв. разворачивается период Древнерусского искусства. Русское искусство Нового времени согласно принятой периодизации приходится на XVIII – первую половину XIX веков, а в последней трети XIX века по настоящее время формируется худо-жественная культура России Новейшего времени.



Оглавление
История зарубежного искусства.
Дидактический план
Предмет искусствоведения
Классификация искусств
Историзм как принцип изучения искусства
Роды и жанры искусства
Периодизация истории искусства
Происхождение и социальные функции искусства
Становление художественной культуры классового общества
Становление художественной культуры Древнего мира
Художественная культура Древнего Египта и Древней Передней Азии
Художественная культура Эгейского мира
Искусство Древней Греции
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии и Средних веков
Художественная культура Византии
Становление искусства западноевропейского средневековья. Эпоха Каролингов
Романское искусство
Романское искусство
Искусство эпохи Возрождения
Искусство XVII века: барокко, классицизм
Западноевропейское искусство XVIII–XIX веков
Основные проблемы развития художественной культуры XX века
Все страницы