Историзм как принцип изучения искусства

Искусство зародилось в глубокой древности, в Каменном веке. Для первобытного человека первоначальные формы художественной деятельности – создание мифов, песен, танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого человеческого тела имели огромное значение, так как способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, их отличие от животных, то есть служили великому историческому делу очеловечения человека.

На этой исходной фазе развития искусство не было еще самостоятельной формой деятельности, т.к. все духовное производство было здесь «непосредственно вплетено» в производство материальное, а различные сферы духовной культуры еще не отделились друг от друга.

Соответственно в эту эпоху искусство неотделимо от практической деятельности, от религии, от игры и других форм общения людей, оно все имеет «прикладной» характер. С дальнейшим разви-тием культуры искусство постепенно обособлялось в специфическую область деятельности. Однако целый ряд отраслей художеств, деятельности долгое время оставался в большой зависимости от религиозно-ритуальной деятельности, а некоторые сохраняют и поныне свою неразрывную связь с различными видами утилитарной деятельности – технической (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн), журналистско-коммуникативной (художественный очерк, публицис-тика), агитационно-пропагандистской (ораторское искусство, плакат, искусство рекламы, оформи-тельское искусство), спортивной (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках) и т.д.

Во всех этих случаях искусство придает практической деятельности, с которой оно слито воедино, способность оказывать на человека эмоционально-психологическое воздействие. Однако и в тех своих формах, которые возникли при обособлении искусства в самостоятельную сферу деятельности, оно оставалось общественным явлением по содержанию, по функционированию, по законам своего развития.

Реальная жизнь искусства протекает всегда в той или иной системе художественной культуры. История, развитие искусства отражают воздействие сложного сочетания внешних импульсов – от эволюции материального производства, экономического строя общества и техники до эволюции общественного сознания в его идеологических и самых тонких социально-психологических проявлениях. Вместе с тем художественное развитие человечества обладает и относительной самостоятельностью, противоречиво взаимодействующей с его социальной детерминированностью. Результатом этого взаимодействия является подчинение историко-художественного процесса смене и борьбе различных творческих методов, каждый из которых выражает собой поворот многогранной структуры искусства, выдвигающей на первый план то
одну, то другую грань. Так, все реалистические методы стремились прежде всего к постижению реальности, тогда как классицизм, например, главную роль искусства видел в изображении идеального мира, который непосредственно представлял бы утверждаемую систему ценностей. Как бы, однако, ни сопрягались в творческом методе основные грани художественной структуры, он всегда характеризует прежде всего содержательную сторону творчества, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания художника, а затем способ воплощения этого содержания в форме, то есть особенности стиля. Процесс художеств, развития человечества развертывается, таким образом, в «двухмерном пространстве», одна из координат которого обозначается понятием метода, а другая – понятием стиля.

Выражая своими средствами потребности общественной жизни и общественного развития, искусство постоянно привлекает внимание всех социальных сил – государств, классов, партий, религиозных организаций др., которые заинтересованы в распространении своего влияния на людей. В результате искусство втягивается в орбиту социальных столкновений, выражая устремления различных слоев общества, социального прогресса или реакции, а нередко запечатлевает глубочайшие противоречия и конфликты общественного развития. Искусство отражает процесс исторического развития человечества и помогает обществу находить пути и перспективы его движения к свободе, к достойным человека формам социальной жизни.



Оглавление
История зарубежного искусства.
Дидактический план
Предмет искусствоведения
Классификация искусств
Историзм как принцип изучения искусства
Роды и жанры искусства
Периодизация истории искусства
Происхождение и социальные функции искусства
Становление художественной культуры классового общества
Становление художественной культуры Древнего мира
Художественная культура Древнего Египта и Древней Передней Азии
Художественная культура Эгейского мира
Искусство Древней Греции
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии и Средних веков
Художественная культура Византии
Становление искусства западноевропейского средневековья. Эпоха Каролингов
Романское искусство
Романское искусство
Искусство эпохи Возрождения
Искусство XVII века: барокко, классицизм
Западноевропейское искусство XVIII–XIX веков
Основные проблемы развития художественной культуры XX века
Все страницы