Художественная культура Византии

Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия – государство, образовавшееся в 395 г. на основе Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г. Византийское искусство – важная ступень в развитии средневековой художественной культуры.
В нем выражено стремление к возвышенной одухотворенности образа человека, подчеркнуты значение этического начала, способность человека к высокому нравственному подъему. Лучшие произведения византийских мастеров и теперь поражают глубиной постижения человеческих чувств и мыслей, нравственной красотой.

Своеобразие византийской культуры и искусства определили особенности развития феодализма в Восточной Римской империи. Варварские нашествия не затронули ее в такой степени, как Западную Европу. В Византии сохранились античные фермы быта и хозяйственного уклада и их пережитки, уже исчезнувшие на Западе – развивались города с их оживленной торговлей и ремеслами. От Римской империи была унаследована и форма централизованного государства. Опираясь на строгую иерархию чиновничества и авторитет церкви, императорская власть противостояла центробежным силам феодализма. Переход к средневековому искусству совершался на основе непрерывной преемственной связи с великой античной культурой. Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес по своему облику оставались эллинистическими городами. В Константинополь было привезено множество античных статуй. В 425 г. здесь был

основан университет, куда стекались знаменитые ученые всех стран. Они собирали древние рукописи, изучали классиков. Византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до VII в. существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

Античная традиция ярко проявлялась и в искусстве – в сохранении привязанности к идеаль-ному образу человека. В центре внимания византийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых; в его изображении сохранились правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Однако в произведениях византийских художников не могли не отразиться новые представления о мире и человеке.

Важное значение в формировании византийского искусства имели художественная традиция эллинизированных восточных провинций империи, орнаментально-декоративное народное искус-ство Месопотамии, Сирии, Палестины, Египта, Антиохии, возникшее на основе христианской мифологии, которая была в то время в значительной мере связана с жизнью и идеалами народа. Оно вливало в формирующееся византийское искусство живые силы; свежесть и непосредствен-ность чувств вносили и варвары, воздействие художественной культуры которых усиливалось начиная с IV–V вв.

Содержание византийского искусства отражало религиозно-философские воззрения слагавше-гося средневекового общества. Жестокие потрясения, сопровождавшие ломку рабовладельческого строя, рождение сложной общественной и государственной структуры феодализма создавали в умах людей представление о том, что в мире много неведомого и неподвластного человеческому разуму и чувству. Сознание сложности мира, его дисгармонии и несовершенства нашло свое выражение в художественных образах; это определило достижения византийского искусства по сравнению с античностью. Поскольку божество в Византии представлялось не только в виде удаленного от мира творца, воплощающего бесплотную духовность, но и в образе Христа, сохраняющего внешний облик человека, византийское искусство, как и античное, шло по пути антропоморфизма. Однако на смену искусству, наивно обоготворяющему человека, приходит искусство, стремящееся возвысить его чувства, его нравственные и эстетические силы. Это обусловило нарастание духовной отвлеченной экспрессии образа.

Пассивная созерцательность, которая, согласно философии восточного христианства, открывала путь к познанию бога и заключала в себе наивысшую гармонию, выражалась в неподвижной сосредоточенности образов. Наряду с этими чертами в византийском искусстве развивались унаследованные от античности проницательность взгляда на мир и его поэтическое восприятие, ярко проявившиеся в раскрытии тончайших оттенков человеческих чувств.

В Византии, где император совмещал светскую и религиозную власть, искусство, обращавшееся ко всем подданным, играло важную роль в создании этических идеалов, объединявших религиозные, государственные и личные начала. Оно было призвано воспитывать массы в духе покорности, наставлять в вере. Лучшие произведения византийского искусства созданы константинопольской школой, обладавшей высокой преемственной культурой и творческим опытом, впитывавшими философские и богословские идеи, благодаря чему канонические изображения обогащались высоким этическим содержанием. Многообразие направлений исключалось, однако оппозиционные официаль-ному искусству художественные течения в местных восточных школах продолжали существовать и оказывать воздействие на византийское искусство, преодолевая ограничения, поставленные государством. Византийское искусство возникло и развивалось на сложной основе.

Первый подъем византийского искусства приходится на VI в. Оно достигло блестящего расцвета при императоре Юстиниане I (527–565), когда закладывались основы византийской государ-ственности и делались попытки возродить былую мощь империи. Подавление массовых народных восстаний, борьба с пережитками язычества и упорядоченность аппарата управления укрепили военную власть, а победоносные войны с персами, вандалами и готами утвердили мировое могущество Византии, расширили ее границы.

Главным художественным центром стал Константинополь с его смешанным греческим, восточным и варварским населением, с его контрастом богатства и нищеты, шумом богословских споров, массовыми восстаниями. Здесь находился усвоивший многие черты восточной деспотии императорский двор, пребывали патриарх и высшее духовенство, сосредоточились земельная аристократия и высшее чиновничество. В столицу стягивались научные и художественные силы империи, привозились произведения искусства разных народов, здесь вырабатывались новые формы искусства. Огромные богатства, восточная торжественность и зрелищность культовых и придворных церемониалов поражали воображение людей того времени.

Становление раннего феодализма в Византии (конец VII – начало IX вв.) сопровождалось глубокими социальными конфликтами, проявившимися в религиозно-еретических движениях крестьянско-плебейских слоев общества – иконоборчестве и павликианстве,– которые охватили прежде всего византийский Восток. Народ выступил против социального неравенства, церковной иерархии, против монастырей, отрицал возможность изображения божества в человеческом облике. Период иконоборчества длился с 726 до 843 г. Борьбу иконоборцев поддерживали и императоры, заинтересованные в укреплении военно-земледельческой знати, извлекавшей большую выгоду из борьбы против папства и монастырского землевладения. В иконоборчестве возродились светская традиция античного искусства, мотивы эллинистических декоративных росписей, народного искусства Востока, абстрактной символики. С движением иконоборчества связан расцвет книжного орнамента. После разгрома феодальной реакцией народного движения вновь было восстановлено иконопочитание, народное влияние в искусстве оттеснено.

С конца IX по начало XIII в. длился период зрелого средневековья – феодальные отношения господствовали. В эпоху Македонской династии (867–1056) и династии Комнинов (1081–1185) византийская художественная культура пережила новый расцвет. В IX–XII вв. завершилось сложение зрелого средневекового искусства и классического средневекового синтеза. В искусстве усилились спиритуалистические тенденции, оно подчинялось строгим догматическим правилам. В XII–XIV вв., в период правления династии Палеологов, византийское искусство переживает последний расцвет. Осаждаемая со всех сторон врагами, раздираемая внутренними противоречия-ми, Византия собирает последние силы. Патриотический подъем после победы над крестонос-цами и антифеодальное движение способствовали появлению новых тенденций в искусстве. Церковные догмы подвергались рационалистической критике, возродился интерес к точным наукам, к угасающей античной традиции, в которой писатели и художники видели основу национальной культуры.



Оглавление
История зарубежного искусства.
Дидактический план
Предмет искусствоведения
Классификация искусств
Историзм как принцип изучения искусства
Роды и жанры искусства
Периодизация истории искусства
Происхождение и социальные функции искусства
Становление художественной культуры классового общества
Становление художественной культуры Древнего мира
Художественная культура Древнего Египта и Древней Передней Азии
Художественная культура Эгейского мира
Искусство Древней Греции
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии и Средних веков
Художественная культура Византии
Становление искусства западноевропейского средневековья. Эпоха Каролингов
Романское искусство
Романское искусство
Искусство эпохи Возрождения
Искусство XVII века: барокко, классицизм
Западноевропейское искусство XVIII–XIX веков
Основные проблемы развития художественной культуры XX века
Все страницы