Художественная культура Древнего Египта и Древней Передней Азии

Египет – одно из древнейших государств мира, а его искусство – один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Шесть тысяч лет тому назад в плодородной долине Нила, изолированной от внешних врагов песками пустынь, возникли первые государства, объединенные в конце 4 – начале 3 тыс. до н.э. в централизованную деспотию. К этому же времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства и архитектуры, до сих пор поражающие своим величием, грандиозностью и мощью. Нигде и никогда до этого времени не было создано столь зрелых и совершенных скульптурных портретов, столь ясных и монументальных архитектурных форм. Никогда еще человек и его жизнь не играли в искусстве такой важной роли, не привлекали такого пристального внимания художников, а тема человеческого труда не была так акцентирована.

Хотя в искусстве Древнего Египта образ человека был связан с религиозным культом, с прославлением и обожествлением правителя, мастера сумели выразить в своих произведениях внутреннюю значительность и силу чувств, остро и смело обрисовать характеры.

Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, ставившие целью прославление земных и небесных владык, свидетельствовали о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира, увлекательно и ярко рассказывали о его жизни, о красоте природы и людей, которых искусство обессмертило. Особенности величественной природы Египта – дыхание засушливых и грозных ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня и отсутствие леса – во многом определили суровую красоту родившегося на этой почве искусства.

Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Это объяснялось застойным характером древневосточных общин, деспотической властью фараонов, предельно ограничившей свободу личности, и пережитками первобытнообщинного строя, сохранившимися до позднего времени. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, поз и жестов в круглой скульптуре. На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные способы изображения и выразительные средства. В пределах канонов мастера сумели передать сложный и величавый образ человека, отразить богатство мифологических представлений.

Историю Древнего Египта, как и историю культуры, принято делить на следующие большие периоды:

1) Додинастический период (4 тыс. до н.э.);

2) Древнее царство (30–23 вв. до н.э.);

3) Среднее царство (21–18 вв. до н.э.);

4) Новое царство (16–11 вв. до н.э.);

5) Позднее время (11 в. – 332 г. до н.э.).

Каждый из этих периодов явился значительным этапом в развитии древнеегипетского искус-ства, которое имело свои спады и подъемы, связанные с историческими судьбами, переживаемы-ми страной. Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 г. до н.э., когда страна была завоевана войсками Александра Македонского и включилась в орбиту эллинистического мира.

Одной из наиболее древних культур наряду с египетской была культура, созданная народами Передней Азии. В плодородных долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также прибрежных райо-нах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии на заре цивилизации возникли очаги древнейшей культуры. На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н.э.) здесь создавались, возвышались, гибли под натиском врагов и снова набирали силу такие ранние рабовладельческие государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-Финикия, Ассирия, госу-дарства хеттов, Урарту и другие. Каждое из этих государств внесло свой замечательный вклад не только в культуру Древнего Востока, но и в историю мирового искусства в целом. В кратких рамках учебника невозможно проследить путь искусства всех народов, населявших территорию Передней Азии в эпоху древности. Поэтому здесь рассматриваются лишь наиболее важные этапы развития художественной жизни таких ведущих государств Двуречья, как Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилон.

Переднюю Азию можно назвать своеобразной колыбелью мировой цивилизации. Разнообразные народы, входившие в состав Шумера, Вавилона, Ассирии и других государств, благодаря географи-ческому расположению находились в соприкосновении как с Азиатским материком, так и с Юго-Восточной Азией, и крито-микенским миром. Именно поэтому целый ряд художественных открытий древности стал достоянием многих стран.

Разноплеменная культура Передней Азии вместе с тем не была однородной. Сменявшие друг друга народы, несшие с собой новые веяния, зачастую безжалостно уничтожали то, что было создано их предшественниками. И тем не менее, в своем развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого.

В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте. Главенствующую роль здесь также играла монументальная архитектура, тесно связанная с другими видами искусства. В государствах Двуречья важная роль принадлежала круглой скульптуре, рельефу, мелкой пластике, ювелирному искусству. Создавались и настенные росписи. Но многие черты заметно отличают искусство Передней Азии от египетского. Иные природные условия определили особенности архитектуры Двуречья. Разливы рек вызвали потребность возведения зданий на возвышенных местах. Отсутствие камня привело к строительству из менее долговечного материала – сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурной формы с ее простыми кубическими объемами, отсутствием криволинейных очертаний, но и иное осмысление орнаментации. Введение вертикального членения плоскостей стен нишами и выступами, применение звучных цветовых акцентов способствовали не только уничтожению монотонности кирпичной кладки, но и обогащению архитектурного образа.

В связи с неразвитостью заупокойного культа в Двуречье не получила столь интенсивного развития, как в Египте, монументальная пластика крупных форм. Но статуи божеств и правителей разнообразны по пластическим решениям, отмечены печатью значительности. В рельефах Двуречья также рождаются и новые темы, связанные с рассказом о победоносных войнах, деяниях правителей. Наряду с рельефом и круглой пластикой распространение получает глиптика – резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой с изображением людей, животных, фантастических сцен. В этом виде искусства народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.

Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось до наших дней значительно меньше, чем памятников искусства Египта. Войны, пожары, равно как и непрочные строительные материалы, способствовали их разрушению. Однако до нас дошел целый ряд разнообразных художественных произведений, созданных на протяжении 4–3 тыс. до н.э. в древнейших государствах Двуречья – Шумерийском и Аккадском, позволяющих судить об основных особенностях искусства Передней Азии. Древние Шумер и Аккад, исторические судьбы которых тесно переплелись друг с другом, как бы заложили первый мощный фундамент культуры Двуречья. Именно здесь возникла письменность, сложились основные образы и типы зодчества, сформировались рельеф, круглая пластика, глиптика, художественное ремесло.



Оглавление
История зарубежного искусства.
Дидактический план
Предмет искусствоведения
Классификация искусств
Историзм как принцип изучения искусства
Роды и жанры искусства
Периодизация истории искусства
Происхождение и социальные функции искусства
Становление художественной культуры классового общества
Становление художественной культуры Древнего мира
Художественная культура Древнего Египта и Древней Передней Азии
Художественная культура Эгейского мира
Искусство Древней Греции
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии и Средних веков
Художественная культура Византии
Становление искусства западноевропейского средневековья. Эпоха Каролингов
Романское искусство
Романское искусство
Искусство эпохи Возрождения
Искусство XVII века: барокко, классицизм
Западноевропейское искусство XVIII–XIX веков
Основные проблемы развития художественной культуры XX века
Все страницы