Советское искусство второй половины 1940–1960-х годов

Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские, межреспубликанские выставки перемежаются со всесоюзными, обычно приуро-ченными к знаменательным датам. Например, в 1947 г. всесоюзная выставка проходила в залах Третьяковской галереи. Тема войны, тема нравственного и физического испытания советских людей, из которого они вышли победителями, и в послевоенные годы остается одной из самых актуальных. Но теперь она часто дается в бытовом ключе.

Среди многих «шумных», патетических многофигурных полотен этого времени, создаваемых часто «бригадным способом», выделяется формальными достоинствами, а именно - композицией и колоритом, картина Б.В. Иогансона (в соавторстве с молодыми художниками В.В. Соколовым, Д.К. Тегиным, Н.Н. Чебаковым, Н.П. Файдыш-Крандневской) «Выступление В.И. Ленина на
III съезде комсомола».

Мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы воевавшие на фронтах и в тылу люди, стал основной темой бытового жанра. Это и понятно. Главной задачей советского народа после войны было восстановление разрушенного врагом. В эти годы были написаны самые жизнера-достные, наиболее полнозвучные живописные произведения. В послевоенные годы пейзаж тоже претерпевает некоторые изменения. На смену образу земли, взорванной войной, все чаще прихо-дит изображение природы умиротворенной, находящейся в гармонии с человеком, природы, пре-ображенной трудом человека и увиденной современником.

В 40–50-е годы в связи с восстановлением разрушенных городов и новым строительством интенсивно развивается монументально-декоративное искусство. Монументальная живопись на-ходит применение в украшении общественных зданий, усиливая торжественность и нарядность интерьеров. Но постепенно (особенно со второй половины 50-х годов) монументально-декора-тивная живопись проникает в небольшие помещения (кафе, клубы, детские сады и т.д.) и экстерь-еры зданий.

В графике послевоенных лет почти равномерно развиваются как станковые формы, так и иллюстрация, и политический плакат. Большую роль здесь играют художники, которые прошли войну, однако трагичность, предельная страстность и напряженность никогда не переходит в крик, надрыв.

Плакаты послевоенных лет посвящены в основном трудовой теме. После накала, напряжен-ности героических лет войны, на общем фоне казенной лакировки действительности наступает заметный упадок его искусства.

50-е годы – период расцвета эстампа – печатной станковой графики в разных техниках: и ксилографии, и линогравюры, и литографии, и офорта. Естественно, что он разнообразен и по тематике: это трудовые будни, связанные с огромной важности процессом восстановления и раз-вития народного хозяйства, портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые, жанровые сцены и пр.

В мирные годы кажется естественным бурное развитие книжной иллюстрации, которое также было неоднозначно: в первое время господствовала иллюстрация-картина с подробно разработан-ным сюжетом, затем художники занялись созданием целостного графического произведения, сос-тавляющего вместе с текстом «единый книжный организм».

В скульптуре послевоенных лет основное место занимают мемориалы и бюсты героев войны. Здесь, к сожалению, открываются огромные возможности для искусства «приподнято-вдохновен-ного», в том числе отмеченного порою чертами ложной романтики и экзальтированной патетики. Создаются монументы историческим деятелям и деятелям культуры. Но следует признать также, что в конце 40-х – в 50-е годы в портретном решении создаваемых монументов появляется шаб-лон, однообразие приемов, иногда явный натурализм, черты описательности. Бытовизма, внешней описательности, а иногда, наоборот, идеализации и салонности не избежал чисто портретный жанр станковой скульптуры, активно развивающейся в 50-е годы. Однако были и удачи, по-преж-нему разнообразна в пластических решениях и психологических характеристиках С. Лебедева.
Во всех жанрах, в том числе и в портретном, работает вернувшийся из Америки на родину
С. Коненков.

Архитектура этих лет прежде всего решала проблему восстановления разрушенного за годы войны жилого фонда. Начинается массовое жилищное строительство. Огромное значение для дальнейшего развития архитектуры имело начавшееся в эти годы строительство из крупных бе-тонных блоков (но прямого отношения к искусству оно не имеет). Создаются проекты новых горо-дов. Сталинград, Киев, Минск, Новгород, по сути, были построены заново, при этом были учтены недостатки их прежней, довоенной застройки.

Начинается строительство высотных домов в Москве. Наиболее удачным можно
считать здание Московского университета (арх. Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов,
А.Ф. Хряков). В высотных зданиях Москвы советские архитекторы в какой-то степени пытались продолжить традицию древнерусских зодчих, так умело располагавших свои постройки в ландшафте. Высотные здания тех лет прочно вошли в облик современной Москвы.



Оглавление
История отечественного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство Древней Руси. Древнейший период
Древнерусское искусство X — середины XIII веков
Древнерусское искусство XIII–XV веков
Искусство периода московского «собирания земель»
Древнерусское искусство XVI века
Древнерусское зодчество на пороге Нового времени
Живопись и прикладные искусства XVII века
Русское искусство Петровской эпохи
Искусство середины – второй половины XVIII века
Искусство русского классицизма
Классицизм в русской провинции
Русское искусство первой трети XIХ века
Русский романтизм
Русское искусство второй половины XIХ века
Русское искусство конца XIX – начала XX веков
Советское искусство с 1917 по 1941 годы
Советское искусство периода Великой Отечественной войны
Советское искусство второй половины 1940–1960-х годов
Отечественное искусство 1960–1980-х годов
Все страницы