Русское искусство первой трети XIХ века

В начале XIХ века классицистическое зодчество вступило в позднюю фазу, которую назы-вают «Александровским классицизмом» либо, на общеевропейский лад, стилем ампир. Импер-ский пафос архитектурных образов в этот период действительно достиг своего максимума, после 1812 г. перекликаясь с чувством патриотического подъема, охватившим Российское общество в связи с разгромом армии Наполеона. Крупнейшие строительные свершения принимают вид широ-ко распахнутых «залов славы», образно свидетельствующих как о военных триумфах государства, так и о его величии в целом. В Санкт-Петербурге эта архитектурно-пространственная система была закреплена зданиями Казанского собора, воздвигнутого архитектором А.Н. Воронихиным (1801-1811), Биржи Ж. Тома де Томона (1805-1810) с Ростральными колоннами А.Д. Захарова и его же Адмиралтейства (1806-1823). Высшим выражением и то же время блестящим итогом этого процесса явилось творчество К.И. Росси; спроектированные им здания и ансамбли, в том числе Главный штаб с триумфальной аркой (1819-1829), придали целому ряду площадей и проспектов столицы подобие грандиозного, запечатленного на века праздничного зрелища, поражающего своими панорамами и перспективами.

В целом ампирные структуры, с мощными колоннадами на фоне плоских стен, сдержанно-лаконичным скульптурным и архитектурным декором, где доминируют античные аллегории и символические мотивы воинской славы, занимают существенное место, эффектно усиливая зрительный пафос произведений. Знаковыми фигурами зодчества были также О.И. Бове,
A.Г. Григорьев, Д.И. Жилярди, B.П. Стасов, в скульптуре на первый план выдвинулись В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, И.И. Теребенев, Ф.П. Толстой.

Ампир не только завершил просветительский классицизм, но и ускорил перерождение, сбли-жение с романтизмом, что с особой остротой выразилось в архитектурном творчестве Монферрана и А.Л. Витберга; этапным в этом плане зданием явился монферрановский Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (1818-1858). Идеи политического самоутверждения, патетика настоящего времени теперь все чаще сменялись поэтическими грезами об общественном идеале, который мог являться мысленному взору в различных исторических обличьях. «Николаевский классицизм», хронологически связанный с царствованием Николая I, уже не отличался стилистической цельнос-тью и перестал быть всеобщей нормой; широко распространились не только антикизирующие, но и средневековые, в т.ч. русско-византийские, архитектурные реминисценции, программно выра-женные в московском храме Христа Спасителя (1837-1883) архитектора К.А. Тона. Сама антич-ность понималась теперь более конкретно, в виде «греческой» или «римской» («помпеянской») манеры; вкупе с готикой, в свою очередь, более исторически точной, уже не псевдо-, а неоготикой, а также неоренессансным и необарочным стилями. Все они составили пестрый репертуар истори-ческого романтизма, варьирующего свои образы в зависимости от пожеланий заказчика и функции здания, о чем ярко свидетельствуют проекты и постройки А.П. Брюллова, Н.Л. Бенуа,
М.Д. Быковского, А.И. Штакеншнейдера и других.

Вопреки масштабной попытке все же вернуться к единой, хотя и измененной норме, особенно ярко сказавшейся в образцовых русско-византийских проектах церквей, разработанных под руководством Тона, реальная строительная практика представала разноликой, все в большей мере следуя частным вкусам. При этом активно развивалась и инженерная мысль, осваивающая воз-можности новых конструкций и материалов, в том числе металлических каркасов.



Оглавление
История отечественного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство Древней Руси. Древнейший период
Древнерусское искусство X — середины XIII веков
Древнерусское искусство XIII–XV веков
Искусство периода московского «собирания земель»
Древнерусское искусство XVI века
Древнерусское зодчество на пороге Нового времени
Живопись и прикладные искусства XVII века
Русское искусство Петровской эпохи
Искусство середины – второй половины XVIII века
Искусство русского классицизма
Классицизм в русской провинции
Русское искусство первой трети XIХ века
Русский романтизм
Русское искусство второй половины XIХ века
Русское искусство конца XIX – начала XX веков
Советское искусство с 1917 по 1941 годы
Советское искусство периода Великой Отечественной войны
Советское искусство второй половины 1940–1960-х годов
Отечественное искусство 1960–1980-х годов
Все страницы