Классицизм в русской провинции

Столичная художественная культура в век Просвещения, достигнув своего оптимального выражения в Санкт-Петербурге и Москве, предстала в качестве универсального эталона для всех региональных и национальных культур огромной империи; с особой наглядностью эти универ-сальные претензии проступили в рамках классицизма с его пафосом всеобщего эстетического мироустройства.

Вскоре после образования Академии художеств, призванной возглавить процесс развития нового искусства, в 1762 была создана «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», которая занялась разработкой проектов и для провинциальных городов. Благодаря ее деятельности в это и последующие десятилетия было создано и в значительной мере воплощено в жизнь более 400 таких градостроительных проектов по всей России. Были преобразованы истори-ческие центры Твери, Калуги, Нижнего Новгорода, Ярославля, Вятки, Симбирска и многих других губернских, а также уездных городов, представленных четким разграничением парадных, админи-стративных, хозяйственных и окраинных зон, а также фиксацией границ кварталов при помощи фасадов, выведенных на красную линию улицы, и специальных угловых зданий. Унификация типов зданий, например, домов дворянских собраний с обязательным торжественным портиком снаружи и двусветным бальным залом внутри, сочеталась с их единообразной раскраской.

Но на деле единый «большой стиль» отнюдь не возобладал в виде безусловного абсолюта, а лишь (особенно если речь шла о старинных городах) оттенил и обогатил их традиционную смешанную, сельско-городскую структуру. Старинные городские центры порой плотно заслоня-лись или обрамлялись новой архитектурой, как, в частности, в Твери или Симбирске, но в целом соседствовали с ней на равных правах. Ярким примером такого «синтеза» может служить Ярославль с его древними храмами, включенными в XVIII веке в новые видовые перспективы. Архаика удерживалась в провинции особенно прочно, проявляясь в живописных средневеково-барочно-классицистических симбиозах, выразившихся как в планировке в целом, так и в структуре отдельных зданий, доказывая тем самым свою несомненную актуальность. В целом же классицизм действительно послужил универсальным языком, который сглаживал контрасты традиций, облегчая взаимную адаптацию культур, что особенно ярко сказалось в практике строительства на белорусских и прибалтийских землях, присоединенных в XVIII - начале XIХ вв. к Российской империи.

Реальная многослойность культуры наглядно подтверждалась существованием ее мощных пластов, сугубо антиклассических по своему духу. Высокого расцвета достигло церковное дере-вянное зодчество Севера – Карелии и смежных с ней вологодских и архангельских земель. Здесь в течение XVIII века сложился, в частности, знаменитый архитектурный комплекс в Кижах с доминирующей в нем 22-главой Преображенской церковью. Наряду со столь сложными по силуэ-ту храмами строились и совсем простые клетские церкви, напоминающие избу с крестом. К древним приемам плотницкого мастерства и исконно средневековым структурам церквей (часто увенчанных стройным шатром) добавлялись новые элементы типа ордерных фронтончиков или карнизов, но лишь в виде отдельных вставок, не затрагивающих величаво-архаичного образа храма. К XVIII веку относятся и самые старые из дошедших до нас образцы русских крестьянских изб; именно на Севере благодаря высоким подклетам они достигали особой масштабности. Изба, простая клетская церковь и небольшой, тоже деревянный форт (острог) – такими были главные архитектурные приметы России в процессе продвижения ее границ на восток вплоть до Аляски.

Особая художественная цивилизация сложилась в раннепромышленных очагах Урала и Западной Сибири. Зрелый архитектурный классицизм, развитые формы регулярной планировки (зав?дских поселений), новые виды художественной промышленности (камнерезное дело и чугун-ное литье) сосуществовали здесь с массой примеров причудливо-контрастного совмещения тради-ции с новизной: таковы, в частности, «невьянские иконы» с их вполне натуральными пейзажными деталями. Но еще более знаменательна так называемая пермская деревянная скульптура, название которой достаточно условно, поскольку Пермским краем этот феномен отнюдь не ограничен. Лишь отчасти иконные, как в рельефных образах Николы Угодника или Параскевы Пятницы, большей же частью западные иконографические типы, как, например, особо характерные для этого круга произведений фигуры скорбно-задумчивого «Христа в темнице» или «Спаса Полу-нощного», обрели здесь черты фольклорного «наивного», или «примитивного» искусства, подку-пающего своей эмоциональностью, силой открытого чувства.

Именно в данный период впервые полномасштабно выявились черты «примитива» как особой творческой сферы, не вписывающейся в строгие рамки единого «большого стиля». В эту сферу вошли провинциальный портрет, поистине всероссийский по диапазону своего распространения, а также лубок и другие формы городской или смешанной крестьянско-городской культуры, в том числе фольклорные росписи, сосредоточенные на отдельных предметах мебели или прялок либо покрывающие порой целые стены. Воспроизводя в более дешевых материалах и более скромных масштабах барочно-классицистические приемы и мотивы, мастера придавали своим произве-дениям наивную непосредственность и задушевность, в свою очередь, демонстрируя контрасты разных культур, не сводимых к единой программе.

О живой культурной мпогоукладности постоянно свидетельствовало и религиозное искус-ство, причем разных вероисповеданий. Свойственные XVIII веку попытки внести стилевое едино-образие в архитектуру старинных православных храмов и монастырей, мечетей Приволжья или дуганов – буддийских храмов – Забайкалья постоянно приводили не только к живописным, доста-точно выразительным контрастам, но и к прямой эклектике. Поставив впечатляющую задачу всеобщего эстетического синтеза, «век Разума» не сумел таким образом разрешить ее с исчерпы-вающей полнотой.



Оглавление
История отечественного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство Древней Руси. Древнейший период
Древнерусское искусство X — середины XIII веков
Древнерусское искусство XIII–XV веков
Искусство периода московского «собирания земель»
Древнерусское искусство XVI века
Древнерусское зодчество на пороге Нового времени
Живопись и прикладные искусства XVII века
Русское искусство Петровской эпохи
Искусство середины – второй половины XVIII века
Искусство русского классицизма
Классицизм в русской провинции
Русское искусство первой трети XIХ века
Русский романтизм
Русское искусство второй половины XIХ века
Русское искусство конца XIX – начала XX веков
Советское искусство с 1917 по 1941 годы
Советское искусство периода Великой Отечественной войны
Советское искусство второй половины 1940–1960-х годов
Отечественное искусство 1960–1980-х годов
Все страницы