Искусство середины – второй половины XVIII века

Русская культура Просвещения достигает своего высшего расцвета в середине 2-й половины XVIII века, в годы правления Елизаветы Петровны и Екатерины II. Сама культура, продолжая петровские реформы, стремится просвещать своим величием и блеском, претворяясь в образы гармонического согласия между государством и его подданными, создающиеся (по словам архитектора Б.Ф. Растрелли) для «единой славы всероссийской». Эта программа сама по себе принимает неизбежно утопический характер, как бы низводя небо (в церковной традиции трансцендентное, потустороннее) на землю. Однако как раз в художественном творчестве этот утопический проект века Просвещения предстает наиболее продуктивным, украшая несовершен-ную жизнь примерами идеального совершенства. Причем, по логике просвещенно-монархической культуры, сами императрицы выступают, если и не главными создательницами, то, по крайней мере, главными вдохновительницами всего идеально прекрасного. Даже так называемая окказиональная, то есть временная архитектура – сооружения типа театральных декораций, создававшиеся для оформления празднеств, торжественных монарших въездов, а также погребальных церемоний – порой воплощает в себе самые яркие и смелые стилистические новшества.

Дворцовое строительство обретает особый пространственный размах и живописное велико-лепие; этапным в этом плане явилось творчество Растрелли - сына. Его произведения, среди которых наиболее известны Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752-1757) и Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754-1762), представляют собой, как правило, целые ансамбли, ритмически объединенные с помощью пластически разнообразных фасадов и внутренних, еще более декоративно-пышных, парадных анфилад. Те же принципы феерически-пышного монументализма присущи и церковным зданиям Б.Ф. Растрелли, прежде всего, комплексу петербургского Смольного монастыря (1748-1764). В русле дворцовой архитектуры продолжает развиваться и стиль рококо, придающий в своих орнаментальных фантазиях всем материалам почти чувственно ощутимый трепет эстетического бытия, услужливо-комфортно сопряженного с человеком.

Роскошные городские и усадебные дворцы возводят и придворные, и по заказу вельмож – именно в этом русле кристаллизуется феномен усадьбы как изысканного «храма муз» среди окру-жающей «сельской простоты». Ярким тому примером может служить увеселительная загородная резиденции графа Шереметева Кусково, основное строительство которой пришлось на 1750-
1760-е годы и выполнялось как крепостным архитектором Ф.С. Аргуновым, так и потомственным зодчим К.И. Бланком и другими. Таким образом, наряду с иностранцами все более значительную роль отныне начинают играть и русские зодчие, среди которых прежде всего должны быть отмече-ны А.В. Квасов, С.И. Чевакинский, Д.В. Ухтомский и другие. Творческой лабораторией барокко (причем отнюдь не провинциальной по отношению к Великороссии, а постоянно опережающей ее своими новациями) по-прежнему остается искусство Украины, в т.ч. ее монастырская архитекту-ра, где первое место занимает ансамбль обновленной Киево-Печерской лавры, созданный после пожара 1718 года.



Оглавление
История отечественного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство Древней Руси. Древнейший период
Древнерусское искусство X — середины XIII веков
Древнерусское искусство XIII–XV веков
Искусство периода московского «собирания земель»
Древнерусское искусство XVI века
Древнерусское зодчество на пороге Нового времени
Живопись и прикладные искусства XVII века
Русское искусство Петровской эпохи
Искусство середины – второй половины XVIII века
Искусство русского классицизма
Классицизм в русской провинции
Русское искусство первой трети XIХ века
Русский романтизм
Русское искусство второй половины XIХ века
Русское искусство конца XIX – начала XX веков
Советское искусство с 1917 по 1941 годы
Советское искусство периода Великой Отечественной войны
Советское искусство второй половины 1940–1960-х годов
Отечественное искусство 1960–1980-х годов
Все страницы