Искусство русского классицизма

В 3-й четверти XVIII века происходит смена стилистических доминант: в культуре утвержда-ются принципы классицизма, стиля несравнимо более рационального, гармонически уравновешен-ного, отвергающего велеречивую узорность и чрезмерную динамику форм ради логически четких плановых и пластических решений. Ордерную систему отныне стремятся воссоздать в ее антич-ной чистоте, однако важную роль в этом процессе играет и обращение к классицизирующим тен-денциям Ренессанса, в первую очередь к наследию Андреа Палладио. Ключевыми для архитекту-ры русского палладианства фигурами стали архитекторы Ч. Камерон и Н.А. Львов. Именно в этот период эстетика русского Просвещения обретает максимальную нормативную определенность, благодаря образованию в 1757 г. в Санкт-Петербурге Академии художеств, а градостроительство окончательно утверждается в своих новых масштабах и принципах, последовательно охватывая всю территорию империи и осмысляя города как системы парадных, лучами расходящихся от центра ансамблей.

Вновь возрастает историко-художественное значение Москвы, где также возводятся мону-ментальные здания и ансамбли, значительно обновившие еще во многом средневековый облик древней столицы. Их архитектурный стиль эволюционирует от патетически-живописных образов В.И. Баженова к гармонически-величавым, воистину градообразующим постройкам М.Ф. Каза-кова, наглядно, как это свойственно крупным классицистическим комплексам в целом, разме-чающим структуру целых кварталов и улиц. Выдающуюся роль в развитии зодчества раннего и зрелого классицизма сыграли также К.И. Бланк, Ж.Б. Баллен-Деламот, А.Ф. Кокоринов, А. Рина-льди, Ю.М. Фельтен, Дж. Кваренги, И.Е. Старов.

Именно в эту эпоху сложился классический тип усадьбы – классический как в стилистичес-ком, так и в общеисторическом смыслах; архитектура, садово-парковое и прикладное искусство, а также, в случае активного меценатства хозяев, литературные и театрально-зрелищные виды твор-чества тут синтетически объединялись, превращая усадьбу в рукотворно-природное средоточие художественной гармонии, а в историко-ретроспективном восприятии – в эстетическое олицетво-рение России. В числе лучших примеров такого рода архитектурно-пейзажного строительства возведенные в последние десятилетия XVIII - начало XIХ веков усадьбы Архангельское близ Москвы, Останкино (ныне в черте Москвы), а также созданные в Тверской губернии по проектам Н.А. Львова Никольское-Черенчицы и Знаменское-Раек.

В связи с образованием Академии художеств устанавливается иерархия жанров, возникают жанры, прежде вообще отсутствовавшие либо представленные лишь маргинально: историческая живопись (родоначальником которой был А.П. Лосенко), бытовая картина, пейзаж, представлен-ные произведениями Семена Щедрина и Федора Алексеева. Но все же средоточием самых значи-тельных живописных новаций по-прежнему остается портрет, достигающий в творчестве
Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, С.С. Щукина и В.Л. Боровиковского, а также в скульптурах
Ф.И. Шубина особой репрезентативной грации и тонкой проницательности, порой яркой бравурности образов. Одной из вершин мировой монументальной скульптуры и величайшим шедевром стал памятник Петру I в Санкт-Петербурге работы Э.М. Фальконе (1768-1782). Свидетельствами значительных успехов собственно российской скульптурной школы явились произведения Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского, И.П. Прокофьева и И.П. Мартоса. Именно в этот период распространился и новый для России жанр скульптурного надгробия.

К концу XVIII века все четче начинают определяться раннеромантические веяния, проступаю-щие в причудливых формах псевдоготического зодчества, представленного работами В.И. Баже-нова, М.Ф. Казакова и других архитекторов, сочетающего стилизацию и внешнее подражание готике с древнерусскими мотивами. Сходные веяния проявились и в моде на английского типа парки со свободно-пейзажной планировкой или, как их называл писатель и ученый А.Т. Болотов, «нежно-меланхолические» сады. Сентиментализм как предромантическое направление в евро-пейской художественной культуре предопределил и образный строй многих портретов, особенно женских. Недолгий период правления Павла I, период по-своему причудливо-романтический, значительно усиливает эти тенденции, воплотившиеся, в частности, в Михайловском (Инженер-ном) замке в Санкт-Петербурге (1797-1800, архитекторы В.И. Баженов, В.Ф. Бренна), но наметив-шиеся еще раньше в дворцово-парковых ансамблях в Гатчине, строительство которого велось с 1766 года, архитекторами Бренной, Н.А. Львовым и другими, и Павловске, где с 1782 года рабо-тает Ч. Камерон, А. Воронихин и другие. Наравне с жизнью разума, в искусстве все явственнее дает о себе знать и жизнь души; сквозь рациональную систему, причем в творчестве одних и тех же мастеров, просматривается иррационально-мечтательная стихия. Так, И.П. Мартос в своих надгробиях предвосхищает романтизм, в общественных монументах примыкает к позднему классицизму. Классицистом-романтиком был П. Гонзаго, который в конце XVIII - начале XIХ вв. впервые в России придал театральным декорациям статус особого, весьма значительного вида искусства.



Оглавление
История отечественного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство Древней Руси. Древнейший период
Древнерусское искусство X — середины XIII веков
Древнерусское искусство XIII–XV веков
Искусство периода московского «собирания земель»
Древнерусское искусство XVI века
Древнерусское зодчество на пороге Нового времени
Живопись и прикладные искусства XVII века
Русское искусство Петровской эпохи
Искусство середины – второй половины XVIII века
Искусство русского классицизма
Классицизм в русской провинции
Русское искусство первой трети XIХ века
Русский романтизм
Русское искусство второй половины XIХ века
Русское искусство конца XIX – начала XX веков
Советское искусство с 1917 по 1941 годы
Советское искусство периода Великой Отечественной войны
Советское искусство второй половины 1940–1960-х годов
Отечественное искусство 1960–1980-х годов
Все страницы