Древнерусское зодчество на пороге Нового времени

Последнее столетие древнерусского искусства особенно красочно и многообразно. После Смутного времени архитектурный процесс, в т.ч. и динамика строительных новаций, переживает бурный рост. Реформы Никона, направленные на всемерное усиление церковной власти, активно используют эстетический аргумент: символически образы рая или Иерусалима с его святынями и прежде достаточно заметные в храмостроительстве, теперь обретают максимальную выразитель-ность и размах (как в Новоиерусалимском монастыре близ Москвы, 1656-1698). Монастыри (как и церковная архитектура в целом) выглядят все наряднее благодаря постепенному отмиранию оборонительных функций. Таким становится, в частности, после достроек 1680-1690-х гг. Новодевичий монастырь в Москве. К числу лучших монументально-живописных архитектурных «картин» такого рода принадлежит кремль в Ростове Великом (1670-1683). Знаменательно, что это, собственно, огромный комплекс архиерейского дома, призванный подчеркнуть верховный авторитет церкви).

В храмах умножается число приделов, обходных галерей (гульбищ), декоративных кокошни-ков, расположенных друг над другом ярусными рядами. Деревянное зодчество усложняет и обога-щает свои рубленые объемы за счет криволинейных крыш – «бочек», разнообразия последователь-но нарастающих структур – с четырьмя, шестью и восемью гранями (т.е. четвериков, шестериков и восьмериков) – и, наконец, стройных, высоких шатров. Все эти черты русских деревянных хра-мов сложились значительно раньше, по мере их эволюции от церквей простейшего, «клетского» типа (которые не слишком отличались от больших изб), но лишь начиная с XVII в., большое количество сохранившихся памятников позволяет по достоинству оценить их многообразие.

В старых и новых городах рядом с центрами соборной жизни строятся (причем все чаще в камне) большие административно-хозяйственные кварталы с гостиными дворами, разного рода службами и домами купцов и знати. Традиционные, замкнутые в себе дома-крепости (палаты купцов Поганкиных в Пскове, 1620-1630-е гг.) сочетаются с постройками, более открытыми к внешнему миру благодаря своей усложненной планировке, комбинирующей хоромные структуры из сравнительно небольших пространственных ячеек, таких как Теремной дворец в Кремле
(1635-1636). Беспрецедентно возрастает значение декора: не ограничиваясь лишь отдельными акцентами и вставками, он теперь задает тон всему облику здания, целиком подчиняя себе некоторые его части (например, узорные наличники). Чисто декоративный смысл обретают и островерхие силуэты кровель зданий, особенно в многошатровых композициях (Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), знаменательно укоренившееся ее название – «Дивная»; московский храм Рождества Богородицы в Путниках, 1649-1652). Возрастает и роль полихромии: к контрасту белого камня и кирпичной кладки добавляются раскраска (часто имитирующая архитектурные детали), а также яркие поливные изразцы с орнаментами, а порой и фигурными изображениями.

Во 2-й половине XVII в. главным средоточием этого стремления к визуальной пышности становятся многочисленные иконостасы с обрамлениями, покрытыми роскошной резьбой по дереву, и золочением. Объемные детали иконостасов (а также и собственно скульптура, все актив-нее входящая в церковный обиход и освобождающаяся от своей прежней «иконности») резко видоизменяют традиционный облик древнерусского искусства, насыщая его прихотливой пласти-ческой игрой, связывающей мир сакральных образов с миром чувственно-земным.

На византийскую основу наслаивается сильное влияние западного искусства, наслаивается в буквальном смысле, именно как новый декор на старую конструкцию. Дело не только в том, что на Русь, особенно к концу века, приезжают работать все больше западно-европейских мастеров. Огромную роль играет и воздействие культур соседних народов – украинцев и белорусов: худож-ники из этих земель привозят с собой новые виды творчества, такие как белорусское «ценинное» (изразцовое) дело или белорусская прихотливая «резь» орнаментально-скульптурных иконостасов. И если ренессансный стиль на Руси прежде давал о себе знать лишь эпизодически, то теперь здесь складывается свой собственный (хотя и ограниченный в основном декором, но все же жизненный и яркий) вариант барокко. Его принято называть «Нарышкинским», или «московским», (среди лучших его образцов – церковь Спаса Нерукотворного в Уборах близ Москвы, 1694-1697; ряд построек рязанского Солотчинского монастыря и Успенский собор Рязанского кремля, 1680-1690; церковь Покрова в Филях, 1690-1693); близок к нему и «строгановский стиль» зодчества Повол-жья и Прикамья (церкви Смоленская, 1694-1697, Рождества Богородицы, окончена в 1718; обе в Нижнем Новгороде и др.). К началу XVIII в. новые стилистические веяния обретают уже (следуя курсом русской колонизации Урала и Сибири) огромный географический диапазон, распростра-няясь вплоть до Восточной Сибири.

Пышная риторика, придающая архитектурному декору скульптурную пластичность, динами-чески переосмысленные элементы античного ордера – эти свойства барокко к концу века преобра-жаются уже в целостные системы, охватывая практически всю тектонику здания. Главным источ-ником западных архитектурных новаций является уже не Италия (как в XV-XVI вв.), а зодчество Голландии и Польши. Чрезвычайно важна и (как посредническая, так и самоценная) роль Украи-ны, ведь именно там (к моменту ее частичного присоединения к Руси) барокко было уже не только декоративным, но и синтетически-целостным стилем; возможно, что именно украинским в своих истоках является тип центрического ярусного храма, популярный в конце XVII – начале XVIII вв. (церковь Знамения в Дубровицах близ Подольска, 1690-1704, и др.).



Оглавление
История отечественного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство Древней Руси. Древнейший период
Древнерусское искусство X — середины XIII веков
Древнерусское искусство XIII–XV веков
Искусство периода московского «собирания земель»
Древнерусское искусство XVI века
Древнерусское зодчество на пороге Нового времени
Живопись и прикладные искусства XVII века
Русское искусство Петровской эпохи
Искусство середины – второй половины XVIII века
Искусство русского классицизма
Классицизм в русской провинции
Русское искусство первой трети XIХ века
Русский романтизм
Русское искусство второй половины XIХ века
Русское искусство конца XIX – начала XX веков
Советское искусство с 1917 по 1941 годы
Советское искусство периода Великой Отечественной войны
Советское искусство второй половины 1940–1960-х годов
Отечественное искусство 1960–1980-х годов
Все страницы