Древнерусское искусство XIII–XV веков

Из-за монголо-татарского нашествия на некоторое время прекратилось большинство значитель-ных строительных работ. Княжества Южной, Юго-Западной и Западной Руси в XIII-XIV вв. вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши, где господствовала католическая церковь (отноше-ния которой с византийским православием все более осложнялись, различие же конфессий отчасти предопределило и разные пути развития восточного и западного религиозного искусства). С этой эпохи культура Северо-Восточной и Северо-Западной Руси (или великорусское искусство, каким оно предстало в исторической перспективе) эволюционировала уже достаточно обособленно от культур своих ближайших славянских соседей, хотя и в постоянных контактах с ними.

В Новгороде (а также Пскове), на русском северо-западе в целом, не пострадавшем от нашес-твия непосредственно, лишь попавшем в вассальную зависимость от Золотой Орды, тенденции к обновлению монументального искусства проявились раньше всего, уже в конце XIII в. компози-ция храмов обрела (по сравнению с прежней компактной, кубообразной массивностью) новую пространственную динамику благодаря плавным трехлопастным или пощипцовым многоскатным, устремленным ввысь покрытиям (церкви: Николы на Липне, 1292, Николы Белого, 1312, Федора Стратилата на Ручье, 1360-1361, в Новгороде; Успения в Мелетове, 1463). Стены обогатились дополнительным скупым, но пластически мощным декором (в т.ч. рельефными крестами), компо-зиция же объемов в целом значительно усложнилась за счет притворов, подклетов и крылец. Псковским церквам особую живописность придавали отдельно стоящие или пристроенные к храму звонницы (храм Богоявления в Запсковье, 1496, и др.). В культуре все активнее проступали не только общие, соборные, но и социально-групповые и индивидуальные начала, конкретные свидетельства частного благочестия: церкви и монастыри либо отдельные притворы теперь все чаще возводились по обету, косвенно отражая как события государственного значения, так и лич-ные перипетии судьбы заказчика.

В искусстве Северо-Западной Руси спорадически проступали черты готики. Так, в 1-й поло-вине XV в. в г. Новгороде работали немецкие строители, создавшие Грановитую палату с нервюрным сводом; ряд лучших новгородских фресковых циклов (в церкви Спаса на Ковалеве, фрески - 1380, и др.) был, по всей видимости, написан выходцами из Сербии и Болгарии. Прежняя, «домонгольская» иконография активно преобразовывалась и дополнялась местными приемами, приобретавшими (даже если они и не являлись специфически локальными изобретениями) отчет-ливо региональный характер (таковы красные фоны многих новгородских икон или резкие цвето-вые контрасты псковской иконописи).

И в живописи заметно возрастало частное, личностное начало: произведения постоянно созда-вались в виде церковных вкладов, исходящих от самых различных, уже не только высших слоев общества; увеличивалось (причем опять-таки на разных социальных уровнях) и число домовых икон. На святых образах появились маленькие фигуры самих заказчиков, возрастала конкретно-историческая значимость сюжетов (недаром образ «Чудо от иконы "Знамение"», 1460-е гг., получил в XIX в. вполне светское имя – «Битва новгородцев с суздальцами»). Росла популярность икон житийных, оснащенных развернуто-повествовательными циклами (с отдельными сценами в клеймах, расположенных вокруг центрального изображения, или «средника»).

Книжная миниатюра была и особым видом живописи, и особым типом декора, своими затей-ливыми заставками и буквицами зрительно, а зачастую и символически акцентирующего церков-ные тексты. В этой сфере в Новгороде и Пскове также были созданы выдающиеся памятники (Служебники и Евангелия XIII-XIV вв.), оснащенные, помимо лицевых композиций, и характер-ными орнаментами в форме плетенки с массой гибких, органически-природных мотивов древней тератологии (звериного стиля). Столь же «природным» выглядит и украшенный богатым, расти-тельно-гибким резным орнаментом Людогощенский крест (1359), по сути самый ранний из дошед-ших до нас образцов древнерусской религиозной скульптуры. Образы такого рода кажутся иной раз достаточно неортодоксальными, реликтово-«языческими», но на деле в Древней Руси язычес-кие мотивы (в отличие от Западной Европы) практически никогда не вводились в церковное искусство в виде прямых вставок, непосредственно сопряженных с религиозно-магическим
двоеверием.

Исконно греческая иконография все активнее перелагалась на местные «наречия», причем не только в Новгороде и Пскове: к прежним региональным живописным школам в XIV в. добавилась и тверская. Греко-византийские лики с их более жесткой и графичной пластикой заметно смягча-лись, наглядно воплощая местные этнические типы, что действенно углубляло процесс эстетиче-ского самоопределения. Но Византия по-прежнему оставалась важным источником выдающихся новшеств: так, именно оттуда в Россию приехал Феофан Грек, «преславный мудрец» (по словам Епифания Премудрого), создавший в новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1374, росписи – 1378) прославленный фресковый цикл, полный предельного мистического драма-тизма. Культура независимых русских княжеств достигает в этом памятнике, уникальном даже на современном ему византийском фоне, своего апогея, в следующем веке уже уступая первенство Москве (где Феофан Грек тоже работал). Туда все чаще выезжают на работу лучшие местные мастера, оттуда распространяются централизованные импульсы художественного развития.



Оглавление
История отечественного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство Древней Руси. Древнейший период
Древнерусское искусство X — середины XIII веков
Древнерусское искусство XIII–XV веков
Искусство периода московского «собирания земель»
Древнерусское искусство XVI века
Древнерусское зодчество на пороге Нового времени
Живопись и прикладные искусства XVII века
Русское искусство Петровской эпохи
Искусство середины – второй половины XVIII века
Искусство русского классицизма
Классицизм в русской провинции
Русское искусство первой трети XIХ века
Русский романтизм
Русское искусство второй половины XIХ века
Русское искусство конца XIX – начала XX веков
Советское искусство с 1917 по 1941 годы
Советское искусство периода Великой Отечественной войны
Советское искусство второй половины 1940–1960-х годов
Отечественное искусство 1960–1980-х годов
Все страницы