История отечественного искусства.
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Абстрактное искусство | абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике |
2 | Агитпоезд | подвижное культурно-просветительское учреждение для про-ведения агитации |
3 | Ампир | (от франц. empire — империя) стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трех первых десятилетий |
4 | Андеграунд | дословно – подземный, определение неофициальных направ-лений духовной, в том числе и художественной культуры |
5 | Антикизирующий | ориентированный на античное, то есть древнегреческое и древнеримское наследие |
6 | Анфилада | (франц. enfilade) ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создается сквозная перспектива всех интерьеров |
7 | Апология | (греч. apologia) защита, заступничество, восхваление; слово «апология» часто употребляется в смысле: предвзятая защита, чрезмерное восхваление |
8 | Апсида | (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод) выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекры-тый полукуполом или сомкнутым полусводом |
9 | Ахрр | ассоциация художников революционной России (с 1928 г. — Ассоциация художников революции, АХР), массовое худо-жественное объединение, сыгравшее важную роль в консоли-дации советских художников и распространении искусства в массах. Основана в 1922 г. |
10 | Бидермейер | (нем. biedermeier, biedermaier) стилевое направление, разви-вавшееся главным образом в немецком и австрийском искус-стве около 1815-1848 гг. Название получило позднее по вы-мышленной фамилии простосердечного немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта «Biedermaiers Liederlust» (изд. в 1850) |
11 | Вассальный | от вассалитет - (франц. vassalit?, от vassal, позднелат. vassallus, от vassus - слуга) система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров) в Средние века |
12 | Двусветный | зал, имеющий освещение в два ряда окон по вертикали в силу высоты, охватывающей два этажа |
13 | Евлогия | памятный предмет культового назначения, свидетельствую-щий о посещении почитаемого религиозного памятника |
14 | Закомара | полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены (отрезка между двумя лопатками), воспроизводящее очертания расположенного за ним свода |
15 | Изразцы | кафли (от нем. kachel) — керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. Изразцы с обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке |
16 | Иконография | (от греч. eik?n — изображение, образ и ...графия) в изобрази-тельном искусстве — строго установленная система изображе-ния каких-либо персонажей или сюжетных сцен |
17 | Иконопись | писание икон, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению |
18 | Иконостас | (от икона и греч. st?sis — место стояния) перегородка с икона-ми в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней |
19 | Кабошон | криволинейная огранка камня. Огранка кабошоном использу-ется для обработки непрозрачных или полупрозрачных мине-ралов, а иногда и прозрачных, имеющих природные пороки, - бирюзы, лазурита, опала, лунного камня, сапфира, изумруда и др. |
20 | Канон | (от греч. kanon — норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер. В изобразительном искусстве – сово-купность твердо установленных правил, определяющих в ху-дожественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изобра-жения |
21 | Капище | (от старославянского «капь» — изображение, идол) культовое сооружение у восточных и прибалтийских славян дохристиан-ского периода |
22 | Карикатура | (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенден-циозного преувеличения и подчеркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц |
23 | Клейма | сопутствующие минатюрные изображения святых и заказчи-ков по краям православной иконы |
24 | Клетская | прил. от «клеть», «сруб» – простейшая деревянная конструк-ция, образованная положенными друг на друга венцами из бревен. Широко применяется в деревянной архитектуре (избы, хозяйственные постройки, церкви клетского типа). Клетью называют также неотапливаемую часть избы |
25 | Колт | древнерусское женское украшение XI-XI вв., полая металли-ческая подвеска, которая прикреплялась к головному убору |
26 | Контррельеф | пространственные конструкции, кубистическая скульптура с характерной игрой пространственности и плоскостности |
27 | Крестово-купольный храм | тип христианского храма, сложившийся в развитом средне-вековом зодчестве Византии. В классическом варианте крес-тово-купольный храм – четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается бара-бан, перекрытый куполом; переходом от арок к барабану слу-жат паруса. Между опорами по осям храма крестообразно рас-ходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующи-еся в результате угловые помещения также покрываются не-большими куполами или сводами |
28 | Ламаистский | от «ламаизм» – одного из течений в буддизме; распространено в автономных районах Тибета и Внутренней Монголии (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии |
29 | Лубок | народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназна-ченное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубо-ватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный эффект, тенденция к развернутому повество-ванию (серии лубка, лубочные книжки-картинки), нередко — взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи |
30 | Малые Голландцы | мастера голландской живописи, преимущественно жанристы, работавшие в XVII веке в манере, оппозиционной официально признанным большим стилям – барокко и классицизму, полу-чили такое прозвище за камерность своего творчества |
31 | Меандр | распространенный тип геометрического орнамента; имеет вид линии, ломаной под прямым углом |
32 | Модерн | (франц. moderne — новейший, современный) одно из назва-ний стилевого направления в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX вв. В Бельгии, Велико-британии и США оно известно как «новое искусство» (Art Nouveau), в Германии — «югендстиль» (Jugendstil), в Авст-рии — «стиль Сецессиона» (Sezessionstil), в Италии — «стиль Либерти» («stile Liberty»), в Испании — «модернизм» (moder-nismo). Модерн возник в условиях кризиса буржуазной куль-туры как один из видов неоромантического протеста против антиэстетичности буржуазного образа жизни, как реакция на господство позитивизма и прагматизма |
33 | Неф | (франц. nef, от лат. navis — корабль) корабль, в архитектуре, вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов |
34 | Парсуна | (искажение слова «персона», от лат. persona — личность, лицо) произведение русской портретной живописи XVII в. Первые парсуны ни техникой исполнения, ни образным строем фактически не отличаются от произведений иконописи |
35 | Плащаница | расшитое ритуальное покрывало с изображением Иисуса Христа во гробе или святого |
36 | Плинфа | (от греч. pl?nthos — кирпич) широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии. Плинфа применялась также в древнерусском храмовом зодчестве Х-начала XIII вв. |
37 | Подклет | нижний, нежилой этаж каменного или деревянного жилого дома в народной архитектуре. Подклет служит кладовой, реже предназначается для зимовки скота |
38 | Позитивизм | (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) фило-софское направление, исходящее из тезиса о том, что все под-линное, «положительное» (позитивное) знание может быть по-лучено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реаль-ности, не имеет права на существование |
39 | Посад | 1) предградье, предместье, торгово-ремесленная, первоначаль-но не укрепленная часть русских городов эпохи феодализма. Образовался в результате развития общественного разделения труда, приводившего к отделению ремесла от сельского хозяй-ства и концентрации торговцев и ремесленников в городах; |
40 | Постимпрессионизм | (от лат. post — после и импрессионизм) условное собиратель-ное обозначение основных направлений французской живопи-си конца XIX — первых лет XX вв. |
41 | Притвор | пристройка с западной (часто также с северной или южной) стороны храма. Притворы были особенно распространены в смоленско-полоцком, псковском зодчестве, а также в деревян-ной архитектуре Севера. Один храм нередко имел несколько притворов |
42 | Пряслице | (древнерус. пряслень) грузик, насаживаемый на веретено для придания ему устойчивости и равномерности вращения. Пряс-лицы известны с эпохи позднего неолита. Первоначально де-лались из глины, позже и из камня |
43 | Рака | (от лат. arca — ящик, ковчег, гроб) большой ларец в форме саркофага, сундука, иногда архитектурного сооружения, не-редко украшенный различными изображениями, драгоценны-ми камнями и др. и предназначенный для хранения мощей святых |
44 | Регулярный | имеющий геометрически правильный план (обычно осевую схему) |
45 | Реликт | (от лат. relictum — остаток) здесь: сохранившееся с древних времен явление, предмет, понятие |
46 | Реминисценция | (от позднелат. reminiscentia — воспоминание) в художествен-ном произведении (преимущественно поэтическом) отдельные черты, навеянные невольным или преднамеренным заимство-ванием образов или ритмико-синтаксических ходов из другого произведения (чужого, иногда своего) |
47 | Репрезентативный | парадный, представительный, официальный |
48 | Ретроспекция | (от лат. retro — назад и specio — смотрю) обращение к прош-лому, обзор прошедших событий |
49 | Россика | явление художественной жизни России XVIII века, выражав-шееся в работе иностранных мастеров на территории России по правительственному приглашению, а также осуществляю-щих обучение русских художников |
50 | Руст | грубо обтесанный камень, а также отдела, имитирующая тако-вой |
51 | Сакральность | священность, сторона явлений и предметов, связанная с рели-гиозно-мифологическим мышлением |
52 | Сентиментализм | (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствитель-ный, от франц. sentiment — чувство) течение в литературе и искусстве 2-й половины XVIII в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма |
53 | Симбиоз | (от греч. symb?osis — сожительство) в узком смысле (Ш.Д. Мош-ковский, 1946; В.А. Догель, 1947) под симбиозом понимают такое сожительство особей двух видов, при котором оба парт-нера вступают в непосредственное взаимодействие с внешней средой; регуляция отношений с последней осуществляется совместно усилиями, совместной деятельностью обоих орга-низмов. В широком смысле симбиоз охватывает все формы тесного сосуществования явлений, процессов и т.д. |
54 | Символизм | (франц. symbolisme, от греч. s?mbolon – знак, символ) ев-ропейское литературно-художественное направление конца XIX — начала XX вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры |
55 | Скань | (от древнерус. скать — сучить, свивать) вид ювелирной техни-ки, то же, что филигрань – (итал. filigrana, от лат. filum – нитка и granum – зерно) вид ювелирной техники. В филиграни из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки (гладкой или свитой из нескольких нитей и затем обычно сплющенной) выполняются узоры – ажурные (отдельные элементы соединя-ются пайкой) или напаянные на металлический фон. Фили-грань часто сочетается с зернью или эмалью |
56 | Солярные символы | относящиеся к почитанию солнца как божественного начала и связанные с его условным изображением |
57 | Старообрядчество | религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине XVII в. в связи с укреплением официальной государ-ственной православной церкви и унификацией церковных об-рядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение пос-ледователей старообрядчества от официальной церкви проис-ходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой ве-ры, «древлего благочестия» |
58 | Супрематизм | (от лат. supremus — наивысший) направление в авангардист-ском искусстве, основан в 1-й половине 1910-х гг. в России К.С. Малевичем |
59 | Сюрреализм | (франц. surr?alisme, буквально — сверхреализм) авангардист-ское направление в художественной культуре ХХ в.; перво-начально возникло во Франции |
60 | Титул | (от лат. titulus — надпись; почетное звание) в полиграфии то же, что титульный лист; начальная страница (страницы) кни-ги, на которой помещаются основные выходные сведения (название книги, фамилии и инициалы лиц, участвовавших в создании издания, марка и наименование издательства, место и год издания и др.) |
61 | Трансцендентный | философский термин, означающий то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию |
62 | Утопический | прил. от утопия (от греч. u – нет и topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от ей – благо и topos – место, т.е. благословенная страна), изображение идеального общест-венного строя, лишенное научного обоснования. Термин «уто-пия» ведет происхождение от названия книги Т. Мора (1516). Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения раз-личных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в широком смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований |
63 | Фабула | (от лат. fabula – предание, басня, сказка, рассказ) повествова-ние о событиях, изображенных в эпических, лиро-эпических, а иногда и драматических произведениях, в его отличии от самих событий – от сюжета произведений |
64 | Фибула | (лат. fibula – шпилька, застежка) металлическая застежка для одежды, одновременно служившая украшением. Фибулы раз-нообразных форм были распространены с бронзового века до Раннего средневековья. Составные части фибулы – игла, дуж-ка, или корпус, желобок (иглодержатель), пружина, соединяю-щая иглу с дужкой |
65 | Финифть | название эмали, употреблявшееся в Древней Руси – (франц. email, от франкск., smeltan — плавить) стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколь-кими тонкими слоями (эмалирование) на металл |
66 | Форзац | (нем. vorsatz) двойные листы плотной бумаги, расположен-ные в книге между блоком и переплетной крышкой. Соединя-ет блок с крышкой и защищает крайние страницы книги от загрязнений; одновременно является элементом оформления книги |
67 | Фронтиспис | (франц. frontispice, от лат. frons, родительный падеж frontis — лоб, передняя сторона и specie, spicio — смотрю) иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне разворота титульного листа |
68 | Фряжский | от искаженного «флорентийский», то есть центрально-италь-янский |
69 | Футуризм | (от лат. futurum — будущее) авангардистские художествен-ные движения 10-х — начала 20-х гг. ХХ вв. в Италии и Рос-сии. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориен-тации, они сближались некоторыми эстетическими деклараци-ями и отчасти кругом мотивов; рядом черт обнаруживали общность с авангардистскими течениями в Германии, Фран-ции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии. В России тер-мин «футуризм» вскоре стал также обозначением всего фрон-та «левого» искусства, синонимом авангардизма вообще |
70 | Хоры | в архитектуре, верхняя (на уровне второго этажа) галерея в христианском церковном здании или парадном зале. Располо-жены обычно с западной стороны или опоясывают неф с южной, западной и северной сторон |
71 | Шпалеры | (нем. spalier, от итал. spalliera) стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т.н. репсового уточного переп-летения. Рисунок создается цветными нитями утка (шерсть, шелк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лен) и обра-зующими характерную для шпалеры рубчатую фактуру |
72 | Эклектика | эклектизм, эклектицизм (от греч. ekiektik?s — способный выбирать, выбирающий) – соединение разнородных взглядов, идей и теорий, здесь – стилей |
73 | Экспрессионизм | (от лат. expressio — выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по |