Основы планирования тренировочной работы

Цель системы подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы подготовленность юных волейболистов, прошедших многолетний курс обучения, отвечала требованиям, предъявляемым командам высших разрядов. Эти требования и служат ориентиром в программировании подготовки юных спортсменов и разработке нормативов.

Эффективность планирования существенным образом зависит от показателей, на основании которых разрабатываются планы, и осуществляется оценка тренировки. Все показатели, которые сопровождают тренировочную работу, отражены в программном материале для ДЮСШ (тренировочные режимы, распределение времени на виды подготовки и др.).

Процесс качественной тренировочной работы достигнет высокой эффективности в том случае, если он осуществляется систематически, на основе перспективного плана, разработанного с учетом возрастных особенностей растущего организма, подготовленности спортсмена, режима его жизни, учебы.

Необходимо соблюдать последовательность в постановке задач. Первые два-три года занятий в ДЮСШ происходит создание прочного фундамента всесторонней подготовленности и обучение спортивной технике.

Обучение – процесс, включающий преподавание и учение, имеющий целью овладение зани-мающимися систематическими знаниями, умениями и навыками, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой спортивной науки.

Физическая подготовленность – процесс развития и совершенствования физических качеств и двигательных навыков, а также результат достижения уровня развития этих качеств и навыков.

Далее проистекает развитие физических качеств и совершенствование спортивной техники и тактики в соответствии с возрастными особенностями.

Подготовленность спортсмена будет прогрессивно повышаться лишь в том случае, если тре-нировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах работы будут полностью соответствовать функциональным возможностям организма юного спортсмена.

Каждый период следующего годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем предшествующий.

Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять учебные программы, а также учебные (перспективные) планы на 2-3 года; для старшего возраста – на более длительные сроки.

Учебная программа – документ, раскрывающий тематику и содержание изучаемого предмета по каждой теме.

Учебный план – официальный документ, в котором фиксируется состав и содержание учебных разделов, изучаемых в данной спортивной школе, определяется количество часов по видам подготовки, годам обучения, годовая, месячная и недельная нагрузка обучаемых.

Перспективные планы разрабатываются как для группы, так и для одного спортсмена.

Перспективный (групповой) план включает следующие разделы:

– краткая характеристика группы;

– цель и основные задачи многолетней тренировки;

– этапы подготовки и основная направленность тренировок по этапам;

– спортивно-технические показатели и контрольные нормативы, характеризующие подготовленность спортсменов;

– педагогический и врачебный контроль.

Годовой план расшифровывает определенный год перспективного плана и состоит из следующих разделов:

– характеристика команды;

– цель спортивной подготовки;

– основная направленность работы по периодам годичного цикла;

– основные средства тренировки и их распределение в течение года;

– участие в соревнованиях;

– контроль подготовки.

Графическое изображение годовых планов может быть следующим (рис. 9, 10):

Основная задача подготовки

Основные средства

Период подготовки (месяц)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Рис. 9. Графическое изображение годового плана по месяцам

Основные средства

Период подготовки (месяц)

подготовительный

соревновательный

переходный

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

Рис. 10. Графическое изображение годового плана по периодам подготовки

На основании годового плана составляется месячный план, а на основании месячного план на микроцикл.

В оперативном планировании наиболее важным звеном является подбор и распределение учебного материала, где необходимо учитывать:

– количество тренировочных дней;

– количество дней отдыха;

– объем и интенсивность нагрузок;

– количество соревнований.

План на месяц и план на микроцикл состоят из текстовой части и графиков основных показателей.



Оглавление
Особенности подготовки волейболистов различной квалификации
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Общие положения
Обучение и совершенствование тактики игры в нападении
Обучение и совершенствование тактики игры в защите
Примерные упражнения для освоения индивидуальных тактических действий в защите
Примерные упражнения для освоения и совершенствования групповых тактических действий в защите
Командные тактические действия в защите (обороне)
Контроль за уровнем тактической подготовленности
Интегральная подготовка
Взаимосвязь физической с технической и тактической подготовкой
Взаимосвязь технической и тактической подготовки
Игровая подготовка
Теоретическая подготовка
Направленность тренировочной работы в период проведения сборов команды
Подготовка юных волейболистов
Организация отбора в ДЮСШ
Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ
Основы планирования тренировочной работы
Подготовка волейболистов старших разрядов (I разряд и КМС)
Подготовка волейболистов высших разрядов
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Спортивный (классический) волейбол
Пляжный волейбол
Пляжный волейбол в России
Особенности игровой деятельности в пляжном волейболе
Основные технические и тактические действия в пляжном волейболе
Подача мяча
Прием подачи
Передачи мяча
Нападающие удары
Блокирование
Защитные действия
Волейбол в учебных заведениях
Организация и проведение соревнований по волейболу
Все страницы