Обучение и совершенствование тактики игры в нападении

Индивидуальные тактические действия – упражнения, предполагающие действия игрока без мяча (перемещения по площадке, выбор места для вторых передач, нападающих ударов, предугадывание действий соперника, двигательная активность) и с мячом (выполнение подач, вторых передач и нападающих ударов). Они составляют основу тактического мастерства волейболиста.

Главная цель индивидуальной тактической подготовки – овладеть в совершенстве техническим действием с правильной тактической реализацией в различных игровых ситуациях.

Примерные упражнения для обучения и совершенствования

Подача.

1. Подача на точность в 3-метровые коридоры (площадка маркируется), по зонам площадки.

2. Подача на выходящего игрока для второй передачи (выход игрока с задней линии моделируется).

3. Подача между игроками (расположение игроков на площадке моделируется).

4. Подача на игрока, слабо владеющего приемом, вышедшего на замену, допустившего ошибку при приеме подачи (перечисленные положения моделировать в учебной игре).

5. Подача в зоны 1 и 5 в углы площадки.

6. Подачи с расстояния 4-6 м от лицевой линии.

7. Чередование подач на силу и точность в различные зоны площадки.

8. Подача в расстановке команды (искусственно создавать «уязвимые» места в расстановке).

Выполнение подач требует наивысшей концентрации внимания. Игрок должен спокойно нап-равиться к месту подачи и за время, пока перемещается, принять решение, как и куда послать мяч. На месте подачи еще раз окидывает взглядом противоположную половину игровой площадки, ориентируется в расстановке игроков противника и фиксирует свою цель. После этого полностью концентрируется на процессе выполнения движения, не забывая о правиле 8 с.

Так как соревнования – это не эксперимент, то допустимы лишь те виды подач, которыми владеет игрок. Известные преимущества дает владение двумя видами подач. Смена подачи может повысить ее эффективность.

Надежность подач следует обеспечить в начале партии, после перерывов, после замены, после предшествующих ошибок своей команды, неудачных подач, при высоком психическом возбуждении подающего игрока.

Подачи с повышенным риском оправданны при безнадежном отставании подающей команды, при примерном равновесии в счете незадолго до окончания партии или игры, при психической усталости противника.

Вторая передача для нападающего удара.

В тактическую подготовку связующего игрока входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара после приема подачи и при доигровке; первая передача после касания мяча блокирующими или вторая передача в прыжке после имитации нападающего удара.

Связующий должен хорошо знать манеру игры нападающих игроков с различных передач, их физические кондиции и психическое состояние, должен хорошо ориентироваться в любых игровых ситуациях, должен уметь анализировать возникающие во время игры ситуации, знать все нюансы тактики игры.

Необходимо научить связующего игрока до последнего момента скрывать возможное направление и характер передачи мяча, научить отвлекающим действиям.

Примерные упражнения

1. Имитация передач вперед, назад в ответ на сигнал, стоя на месте, после перемещения и в прыжке.

2. Передачи в цифровую мишень по заданию.

3. Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру, меняющему свое место.

4. Связующий игрок в зоне 3, нападающий – в зоне 4. Передача мяча для нападающего удара в зависимости от скорости, направления разбега нападающего игрока (связующий не знает параметров разбега).

5. То же, но нападающий игрок в зоне 2.

6. То же, но нападающий игрок дает сигнал рукой: рука вверху – высокая передача на край сетки; рука в сторону – передача на 3 м от сетки; круговое вращение – быстрая передача на край сетки.

7. То же, но связующий игрок в зоне 2 (4), а нападающий в зоне 4 (2), и передача мяча в прыжке.

8. То же, но передача мяча после выхода связующего игрока из зон 1,6,5.

9. Нападающий игрок в зоне 4, связующий в зоне 3, блокирующий игрок – на противопо-ложной стороне площадки в зоне 3. Если блокирующий игрок в момент передачи для нападающего удара перемещается в зону 2 – передача высокая; если не перемещается – низкая и быстрая.

10. То же, но передача в свободную от блока зону атаки.

11. То же, но два блокирующих в зонах 2 и 3. Передача мяча для нападающего удара через низкорослого блокирующего (перед передачей блокирующие игроки меняются местами или не меняются).

12. Передача для нападающего удара после некачественной первой передачи (выбрать наиболее рациональный способ, направление и траекторию передачи).

13. Передача игроку зоны 4, переместившемуся в зону 3; вторая передача игроку зоны 3, переместившемуся в зону 4 (первую передачу выполняет игрок зоны 3).

14. То же, но при смене между игроками зон 2 и 3 (первую передачу выполняет игрок зоны 3).

15. То же, что в упражнениях с 4 по 14, но передача для нападающего удара в прыжке.

Примечание. В упражнениях с нападающим игроком первые передачи – от нападающего игрока.

16. То же, что в упражнениях с 4 по 15, но первая передача – от игрока зоны 6 и после приема подач.

Нападающие удары

Нападающий игрок должен уметь уверенно и эффективно пользоваться широким арсеналом нападающих ударов, их способов, отвлекающих действий.

Основу тактической подготовки составляют упражнения по тактике, в которых встречаются нападающие удары. Большое внимание надо уделять комбинированным упражнениям, в которых связующий и нападающие игроки стремятся преодолеть сопротивление блокирующих и защитников. Но это осуществляется после преодоления трех этапов обучения.

Примерные упражнения

1. Нападающий удар из зон 4,3,2 с различных по траектории, скорости, удаленности от сетки вторых передач (параметры передач нападающему игроку неизвестны).

2. Чередование нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия блокирующего игрока (блок поставлен – обманный удар; нет блока – силовой удар).

3. Чередование направления нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости
от действия защитника (удар в свободную зону от защитника).

4. То же, но два защитника, один из которых «слабый», – удар в него (защитники меняются зонами или не меняются, страхуют или нет).

5. То же, что в п. 2, 3, 4, но нападающий удар из зоны 2.

6. Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий одного блокирующего и одного защитника (есть блок и страховка – удар по ходу; есть блок, но нет страховки – обманный удар и т.д.).

7. Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий двух блокирующих (два блока – обман; один блок – удар в свободную от блока зону и т.д.).

8. Нападающий удар через низкорослого блокирующего (и.п. блокирующих – в зонах 3 и 2, а нападающего – в зоне 4). Блокирующие игроки меняются зонами или не меняются.

9. Нападающие удары с «неудобных» передач (параметров передач нападающий игрок не знает).

10. Нападающие удары из зоны 2 с передачи игрока из зон 3,4 с одиночным, групповым блоком, с одним, двумя защитниками.

Примечание. Первые передачи от нападающего игрока, а затем от игрока зоны 6 и после приема подач.

Групповые тактические действия – действия, представляющие собой взаимодействия двух или нескольких игроков, решающих часть задачи, поставленной перед командой.

Принятое в процессе игры деление команды в момент расстановки на игроков передней и задней линии выражается во взаимодействии игроков внутри линий и между линиями.

Главная цель групповой тактической подготовки – добиться согласованности действий в атаке нескольких игроков по времени и месту действия для получения положительного результата.

Нападающие игроки по своим функциям в команде могут быть:

а) игроками 1-го темпа (перемещаются с максимальной скоростью к связующему игроку до передачи для нападающего удара и, опережая передачу, прыгают) или игроками 1-й очереди атаки;

б) игроками 2-го темпа (перемещение на удар после начала разбега нападающего 1-го темпа) или игроками 2-й очереди атаки.

По данным научных исследований признаками согласования для атакующего игрока 1-го темпа являются:

– для начала разбега к нападающему удару – начальная часть траектории полета мяча при первой передаче;

– для окончания разбега и прыжка – момент касания мячом рук связующего игрока, выполняющего вторую передачу.

Для атакующих игроков 2-го темпа эти признаки такие:

– для начала разбега – после начала разбега игрока 1-го темпа;

– для окончания разбега – траектория полета мяча при второй передаче.

В современном волейболе используются различные комбинации (взаимодействия), основой которых является активная игра атакующего 1-го темпа (атакующего 1-й очереди).

Изучение и совершенствование групповых тактических действий в нападении проводится с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры.

Методические приемы обучения следующие:

– назвать тактическое взаимодействие;

– показать это взаимодействие на схемах, плакатах, видео и т.д.;

– показать место и путь игроков при выполнении тактического взаимодействия;

– выполнить имитацию этого взаимодействия;

– практическое выполнение взаимодействия с первой передачи атакующего игрока, затем с первой передачи игрока зоны 6.

При совершенствовании подключаются принимающие подачу игроки (или принимающие мяч после нападающего удара) и нападающие разных зон с использованием низких, быстрых и других передач и сопротивления блокирующих игроков.

Взаимодействия в групповой тактике нападения могут быть следующими:

– вариант I – между игроком, принимающим мяч после подачи (или нападающего удара), и связующим игроком передней линии;

– вариант II – между игроком, принимающим мяч после подачи (или нападающего удара), и связующим игроком, выходящим с задней линии;

– вариант III между связующим игроком и нападающими игроками 1-го и 2-го темпа и наоборот;

– вариант IV – нападающих игроков между собой в своих зонах и зоне партнера.

В такой последовательности изучают и совершенствуют групповые тактические взаимодействия в нападении.

Примерные упражнения для обучения и совершенствования

Варианты I – II:

а) прием мяча, переброшенного через сетку на связующего игрока в зону 3 (2, 4);

б) то же, но в момент полета мяча к принимающему игроку связующий меняет месторасположение;

в) то же, но после приема подачи;

г) то же, что в п. А, Б, В, но прием мяча на связующего игрока, выходящего с задней линии из зоны 1 (6, 5);

Варианты III-IV:

д) то же, что в п. А, Б, В, Г, но передача одному из 2-3-х нападающих игроков без блока или с блоком.

Примерные упражнения для обучения и совершенствования нападающим ударам
с первых передач и откидок:

1. Первая передача из зоны 6 в зону 4 – игрок зоны 4 выполняет нападающий удар.

2. То же, но игрок зоны 4 откидывает мяч для завершающего удара игроку зоны 3 или 2.

3. То же, но первая передача после переброса мяча (или передачи) через сетку с другой стороны площадки.

4. То же, но действия игроков атаки в зависимости от действия блокирующего игрока (блок поставлен – откидка, блока нет – удар).

5. То же, что в п. 1,2,3,4 (в такой же последовательности), но первая передача осуществляется в зону 2.

6. Первая передача для атакующего удара из зоны 2 (4) в зону 3 с ударом, откидкой в зоны 2 (4) и в зависимости от действий блокирующего игрока (блок поставлен – откидка, блока нет – удар).

7. Первая передача из зоны 3 в 4 – откидка за голову для удара игроком зоны 3.

8. То же, но первая передача из зоны 3 в 2 – откидка за голову для удара игроком зоны 3.

9. То же, но с блоком (блок есть – откидка, блока нет – удар).

10. То же, но первая передача мяча после его переброса (или передачи) с другой стороны площадки.

11. Первая передача направлена игроку зоны 3 из зоны 2 или 1 – откидка за голову для завершения атаки игроком зоны 4.

12. То же, но первая передача из зоны 4 или 5 в 3 (целесообразно это выполнять, если в зоне 3 находится «левша») – откидка за голову в зону 2.

13. То же, что в п. 11 и 12, но с блоком (блок поставлен – откидка, блока нет – удар).

14. Тоже, но первая передача после переброса мяча (передачи) через сетку с другой стороны площадки.

Командные тактические действия – это действия, результативность нападения в которых зависит от индивидуальной технической и тактической подготовленности игроков, четкого взаимодействия звеньев, от единства и слаженности всей команды.

Командное нападение в волейболе по тактической направленности разделяется на два вида: при ударах со второй передачи и при ударах с первой передачи.

Каждый вид нападения состоит из определенных систем командных действий:

– система игры в нападении через связующего игрока передней линии;

– система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии;

– система игры в нападении с первых передач и откидок.

Применение того или иного варианта этих систем зависит от места игрока, выполняющего передачу на удар, и от места игроков зоны нападения.

Для всех систем нападения построение командных тренировок может быть примерно следующим:

а) в расстановке прием мяча, переброшенного через сетку с другой стороны площадки, и розыгрыш мяча для простых взаимодействий;

б) то же, но выполнение более сложных комбинаций;

в) то же, но с блоком;

г) то же, но после приема подач;

д) то же, но после атаки следует контратака (поочередно перебрасывается на сторону атакующей команды несколько мячей).

Для каждой расстановки необходимо выполнение вышеперечисленных упражнений. Расстановка игроков в волейболе – это наиболее целесообразное расположение игроков на площадке для решения определенных тактических задач.

Существует целый ряд упражнений, которые принято называть комбинированными, так как в них параллельно совершенствуется тактика нападения и защиты. В волейболе в любой ситуации переход от защиты к нападению и от нападения к защите происходит очень быстро. Ценность комбинированных упражнений заключается в том, что наряду с налаживанием взаимодействий в нападении и защите в них совершенствуется умение игроков быстро переключаться с одних действий на другие. Условия их выполнения максимально приближены к игровым ситуациям. Целый ряд комбинированных упражнений можно выполнять поточно, без остановок, что резко повышает их интенсивность и эффективность.

Варианты начальной расстановки и дальнейшее развитие атаки определяются тем, из какой зоны выполняется передача на удар и сколько нападающих игроков участвует в атаке.

Система игры в нападении через связующего игрока передней линии – наиболее простая и надежная. Атакующая мощь при этой системе снижена из-за наличия в линии нападения двух игроков, а количество комбинаций, естественно, ограничено. Для усиления атаки используются игроки задней линии, если они могут результативно атаковать из-за 3-метровой линии.

Наиболее удачные позиции для передачи мяча находятся в зонах 2 и 3.

Эта система игры в нападении требует от нападающих игроков высокой степени владения техникой нападающего удара, т.к., как правило, завершению атаки противостоит групповой блок. Кроме того, высокий уровень индивидуального тактического мастерства позволяет эффективно бороться с блоком соперника.

Система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии – наиболее совершенная система, позволяющая иметь в линии нападения трех нападающих игроков, которые путем скрытных и быстрых перемещений создают трудности для организации группового блокирования.

Одна из главных ролей при игре в нападении по этой системе принадлежит связующему игроку, который должен быть очень ловким и подвижным, с отличной реакцией и обладать
(в идеальном случае) большим опытом, а также хорошим видением площадки во время всей игры, должен быть хладнокровным и точным.

Современный связующий помимо отличного выполнения своих обязанностей должен резуль-тативно атаковать и блокировать.

Перед выполнением передачи связующий должен контролировать расположение нападающих игроков своей команды и блокирующих соперника движением глаз. Кроме того, он должен учитывать результативность нападающих игроков в данной встрече, не пасовать одному нападающему, не усложнять свои действия, в трудных игровых ситуациях не рисковать, а сыграть просто.

В большинстве случаев (для нападающих – правшей) позиция связующего игрока находится между зонами 2 и 3 в 1-2 м от сетки. При выходе с задней линии связующий игрок не должен мешать на приеме мяча рядом стоящим партнерам.

Наиболее удачный маршрут движения при выходе из зоны 1 – вдоль боковой линии, из зоны 6 у сетки (игроки зон 3 и 6 располагаются у сетки), из зоны 5 – из зоны действия игрока зоны 4. Если связующий игрок выходит из зоны 1 не вдоль боковой линии, а из зоны, то появляется опасность скрещения движения игрока с трассой полета мяча (подача мяча в зону выхода).

От комплектования команды зависит выбор вариантов комбинаций с определенной начальной расстановкой игроков стартовой шестерки. В последнее время в практике распространены два варианта комплектования стартовой шестерки: четыре нападающих и два связующих (4-2) и пять нападающих и один связующий (5-1). При варианте комплектования 5-1 связующий игрок может располагаться в любой зоне начальной расстановки. При этом желательно, чтобы в противоположной от него зоне находился нападающий игрок, владеющий второй передачей.

Примерные варианты расстановки игроков при игре в нападении по этой системе следующие. Система игры в нападении с первых передач и откидок – самая результативная система. Чтобы полноценно использовать эту систему, необходимо иметь в команде игроков с соответствующим уровнем технико-тактической подготовленности (уметь атаковать с первой передачи, хорошо владеть откидкой и первую передачу выполнять точно).

Обычно передачу сразу на удар используют в контратаках (при доигрывании), гораздо реже – при приеме подач, если подачи несложные.

Риск при использовании этой системы очевиден: если первая передача будет неточной, то атака на результат проблематична.

Откидки могут быть короткими (в зоне), средними (из зоны в зону) и длинными (через зону). Откидки должны производиться с невысокой траекторией полета мяча. При совершенствовании этой системы серьезное внимание уделять атакам с откидки за голову из зон 4 и 2. Если откидка из зон 4 и 2 перед игроком, то первая передача делается с 1-2-х м от боковой линии, а если за голову – с 2-3-х м от боковой линии.

Передачу на удар необходимо давать не очень высоко и не очень близко к сетке, на расстоянии 0,5 – 1 м от сетки.

Передачу в зону 2 целесообразно давать в том случае, если там находится левша (то же самое и для игрока зоны 3, когда передача дается из зоны 4 или 5).

Между партнерами, участвующими в данной комбинации, должны быть полное взаимопонимание и сыгранность в действиях.

Такие комбинации осуществляют при взаимодействии двух-трех игроков. Главное в них – внезапность атаки. Разберем данные комбинации на нескольких примерах.

1. Первая передача направлена для удара игроку зоны 4, который и выполняет нападающий удар. Если же противник успел организовать блок, то нападающий зоны 4 откидывает мяч для завершающего удара в зону 3,2 или 4, куда может переместиться другой игрок.

2. Первая передача направлена сразу на удар игроку зоны 2, тот откидывает мяч назад через голову для завершающего удара.

3. Игрок зоны 3 стоит у сетки. Первая передача направлена ему сразу для удара справа от него. Нападающий зоны 3 выполняет удар с места с поворотом либо откидывает мяч вперед игроку зоны 2 или назад игроку зоны 4.



Оглавление
Особенности подготовки волейболистов различной квалификации
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Общие положения
Обучение и совершенствование тактики игры в нападении
Обучение и совершенствование тактики игры в защите
Примерные упражнения для освоения индивидуальных тактических действий в защите
Примерные упражнения для освоения и совершенствования групповых тактических действий в защите
Командные тактические действия в защите (обороне)
Контроль за уровнем тактической подготовленности
Интегральная подготовка
Взаимосвязь физической с технической и тактической подготовкой
Взаимосвязь технической и тактической подготовки
Игровая подготовка
Теоретическая подготовка
Направленность тренировочной работы в период проведения сборов команды
Подготовка юных волейболистов
Организация отбора в ДЮСШ
Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ
Основы планирования тренировочной работы
Подготовка волейболистов старших разрядов (I разряд и КМС)
Подготовка волейболистов высших разрядов
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Спортивный (классический) волейбол
Пляжный волейбол
Пляжный волейбол в России
Особенности игровой деятельности в пляжном волейболе
Основные технические и тактические действия в пляжном волейболе
Подача мяча
Прием подачи
Передачи мяча
Нападающие удары
Блокирование
Защитные действия
Волейбол в учебных заведениях
Организация и проведение соревнований по волейболу
Все страницы