Направленность тренировочной работы в период проведения сборов команды

Тренировочные сборы относятся к кратковременным формам повышения спортивного мастерства. На сборах для участников создаются наилучшие условия подготовки к соревнованиям: строгий режим дня; регулярное питание; хорошее материально-техническое оснащение мест занятий; постоянный врачебный контроль и др.

Классификация сборов

Сборы по своему назначению подразделяются на:

– тренировочные;

– предсоревновательные.

Тренировочные сборы отличаются от предсоревновательных тем, что они не связаны с непосредственной подготовкой команды к выступлениям на соревнованиях. В связи с этим они могут быть посвящены различным сторонам подготовки (физической, технической, тактической), где предоставляются большие возможности для экспериментальной, перспективной и индивидуализированной подготовки.

Предсоревновательные сборы проводятся с целью подготовки команды к участию в соревнованиях и ставят перед собой следующие задачи:

– окончательное определение состава команды и ее сыгранность;

– доведение технико-тактических показателей каждого игрока и команды в целом до планируемого уровня;

– приобретение игроками состояния высшей спортивной формы.

Длительность сбора – от 7 до 20 дней. Более длительный отрыв игроков от семьи и привычного режима отрицательно сказывается на качестве подготовки и состоянии спортсменов.

Краткосрочные сборы (7-10 дней), как правило, организуются в перерывах между турами в соревновательном периоде.

Численный состав сбора – 14-16 человек. При большем составе возникают трудности в качественном проведении сбора (распыление внимания тренеров, снижение интенсивности тренировочного процесса и др.).

Содержание сборов

Основное содержание сборов раскрывается в материалах по планированию (годовой план-график, план на микроциклы). Более детальному (на период сборов) раскрытию подлежат:

– учебно-тренировочный процесс;

– воспитательная работа;

– восстановительные мероприятия.

Учебно-тренировочный процесс:

а) определить основную задачу сбора (с учетом подготовленности занимающихся, имеющегося количества тренировочного времени, масштабов предстоящих соревнований и намечаемого результата, материальной базы и др. условий);

б) определить содержание учебно-тренировочного процесса по разделам подготовки (физической, технико-тактической, психологической, теоретической и др.);

в) определить средства, методы и формы тренировочных занятий;

г) установить цикличность сбора (составить план на микроциклы тренировок).

Вариативность и содержание микроциклов зависят от периода подготовки, его продолжи-тельности и основной направленности подготовки по этапам. Например: в подготовительном периоде выделяются этапы общей, специальной и предсоревновательной подготовки.

Как пример можно привести микроцикл тренировочного сбора 5–1 на специально-подгото-вительном этапе:

1-й день – одноразовая тренировка – 3 ч (совершенствование технических приемов в звеньях) и развитие специальной выносливости.

2-й день – двухразовая тренировка – 5 ч (утро – СФП и индивидуальное совершенствование технико-тактических действий; вечер – совершенствование групповых тактических действий в защите).

3-й день – то же, что и в первый день.

4-й день – двухразовая тренировка – 5 ч (утро – то, что и во 2-й день; вечер – совершенствование групповых тактических действий в нападении).

5-й день – одноразовая тренировка – 2,5 ч (игровая подготовка, прыжковая подготовка).

6-й день – отдых.

Основными документами по планированию и педагогическому контролю на сборе являются.

1. Учебный план-график (месячный, недельный).

2. Поурочный план.

3. Индивидуальные планы.

4. Журнал тренера.

5. Дневник спортсмена.

6. Распорядок дня.

7. График дежурств.

8. Таблицы выполнения контрольных заданий.

В распорядке дня предусматривается время подъема, зарядки, завтрака, проверки индивидуальных дневников спортсменов, проведения теоретических занятий, тренировок, обеда, отдыха, свободного времени, вечерней прогулки, отбоя.

Таблицы выполнения контрольных заданий составляются по видам подготовки, где против фамилии каждого волейболиста проставляются его показатели на тренировочных занятиях и в контрольных соревнованиях.

Воспитательная работа

Основной опорой тренера в проведении воспитательной работы является тренерский совет, в который входят тренеры, капитан, ведущий игрок, врач. Тренерский совет ведет всю работу на сборе, связанную с организацией и проведением тренировочного процесса, формированием состава, проведением культурных и воспитательных мероприятий и др. Составляется план воспитательной работы.

В плане предусматривается проведение собраний, выпуск информационных материалов, проведение лекций, культурно-массовых мероприятий (например: турниров по шахматам, посещение театров, обсуждение политических событий, встречи с интересными людьми, посещение подшефных коллективов и др.).

Задача тренера – создать все необходимые условия для тренерского совета, чтобы работа была полноценной, активной, с определенной самостоятельностью и проявлением инициативы.

Недельный план-график работы, распорядок дня, график дежурств, таблицы выполнения контрольных нормативов, план воспитательной работы вывешиваются на видном месте в расположении сбора.

Восстановительные мероприятия

Основным условием повышения тренированности и роста спортивных результатов является повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок и выполнение игр, способствующих восстановлению организма.

На сборах рекомендуется использовать следующие средства восстановления:

– педагогические (полноценная разминка, правильное чередование нагрузок и отдыха, смена нагрузок и видов деятельности и др.);

– психологические (организация интересного отдыха, аутогенная тренировка, учет психоло-гической совместимости и др.);

– медицинские (вибро- и гидромассаж, свето- и теплопроцедуры, правильное питание, фарма-кологические средства и др.).

Кроме того, наиболее простыми и доступными средствами восстановления являются пассивный и активный отдых, массаж и паровая баня.

Финансирование сбора

На основании календаря соревнований на каждый финансовый год тренером команды сос-тавляется общая смета расходов по обеспечению команды. В смете отражаются следующие основные статьи расходов.

1. Количество сборов и их стоимость.

2. Стоимость командировок.

3. Стоимость аренды спортсооружений.

4. Организация соревнований (стоимость размещений, питания, оплата судей, аренда автобусов и др.).

5. Приобретение оборудования, инвентаря и спортивной формы, медикаментов.

6. Почтово-телеграфные расходы, автотранспорт, награждение и др.

Подсчитывается общая сумма расходов, и данный документ утверждается руководством клуба. Эта смета является руководящим документом по обеспечению команды.

Для проведения УТС (учебно-тренировочного сбора) на основании плана подготовки к сорев-нованиям и статей расхода общей сметы составляется смета на сбор, где указываются место и время проведения УТС и количество участников.

Раскрываются следующие статьи расходов.

1. Питание участников и тренеров.

2. Размещение участников и тренеров.

3. Проезд (если в другом городе) участников и тренеров.

4. Суточные участникам и тренерам.

5. Аренда спортивного зала, базы.

6. Прочие расходы.

Если выезда нет, оплачиваются только питание, размещение, аренда, средства восстановления. Смета утверждается руководством клуба. Вместе со сметой утверждаются план работы на сборе и списочный состав команды.

План состоит из следующих пунктов.

1. Цели и задачи сбора.

2. Комплектование команды.

3. Краткое содержание видов подготовки: физической, технической, тактической, психологической, воспитательной работы и контроля.

План подписывается тренером.

Одновременно со сметой и планом УТС готовятся распоряжение, приказ о проведении сбора.

Для организации питания и размещения участников во время сборов предварительно составляется и отправляется письмо на бланке общества, клуба на имя директора ресторана, гостиницы. В нем приводится краткое описание соответствующей просьбы на питание или размещение спортсменов, указывается количество людей и т.д.

Данное письмо визируется руководителем ресторана, гостиницы и в бухгалтерии выписы-вается счет на перечисление суммы за проживание, питание на счет ресторана, гостиницы (возможен расчет наличными деньгами). Этот счет сдается в свою бухгалтерию для перечисления денег за услуги. После окончания сбора ответственный за питание от команды вместе с бухгалтером ресторана закрывают документы по питанию спортсменов.

По окончании проживания в гостинице выписывается квитанция о количестве проживавших в гостинице и указывается стоимость проживания. Эта квитанция сдается в бухгалтерию клуба.



Оглавление
Особенности подготовки волейболистов различной квалификации
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Общие положения
Обучение и совершенствование тактики игры в нападении
Обучение и совершенствование тактики игры в защите
Примерные упражнения для освоения индивидуальных тактических действий в защите
Примерные упражнения для освоения и совершенствования групповых тактических действий в защите
Командные тактические действия в защите (обороне)
Контроль за уровнем тактической подготовленности
Интегральная подготовка
Взаимосвязь физической с технической и тактической подготовкой
Взаимосвязь технической и тактической подготовки
Игровая подготовка
Теоретическая подготовка
Направленность тренировочной работы в период проведения сборов команды
Подготовка юных волейболистов
Организация отбора в ДЮСШ
Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ
Основы планирования тренировочной работы
Подготовка волейболистов старших разрядов (I разряд и КМС)
Подготовка волейболистов высших разрядов
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Спортивный (классический) волейбол
Пляжный волейбол
Пляжный волейбол в России
Особенности игровой деятельности в пляжном волейболе
Основные технические и тактические действия в пляжном волейболе
Подача мяча
Прием подачи
Передачи мяча
Нападающие удары
Блокирование
Защитные действия
Волейбол в учебных заведениях
Организация и проведение соревнований по волейболу
Все страницы