Функции государственного регулирования земель

Виды и содержание функции регулирования земельных отношений определяются Конституцией РФ, ЗК РФ и другими нормативными актами в соответствии с экономическими, социальными и специальными требованиями к организации использования и охраны земель.

Основными функциями государственного регулирования владения и пользования земельным фондом являются:

  • планирование и прогнозирование использования земель;

  • зонирование земель;

  • распределение и перераспределение земель;

  • ведение государственного земельного кадастра;

  • землеустройство и внутрихозяйственная организация землепользования;

  • мониторинг земель и контроль за правильным их использованием;

  • разрешение земельных споров.

Функции регулирования земельных отношений различаются между собой субъектами (органами) их осуществления, местом и значением в системе регулирования и юридическими последствиями.

К компетенции федеральных органов государственной власти по регулированию земельных отношений относятся:

  • принятие ЗК РФ и иных федеральных законов, регулирующих земельные отношения;

  • установление единых принципов платы за землю; установление порядка регистрации прав на земельные участки и другую прочно связанную с ними недвижимость;

  • утверждение порядка управления землями, находящимися в федеральной собственности;

  • утверждение порядка организации землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, организация и осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

  • осуществление контроля за исполнением законодательства РФ, регулирующего земельные отношения;

  • установление границ особо охраняемых территорий, входящих в состав нескольких субъектов РФ, а также в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления;

  • разработка совместно с органами государственной власти субъектов РФ и утверждение федеральных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

  • распоряжение (изъятие и предоставление) земельными участками, находящимися в федеральной собственности;

  • выкуп земель для федеральных нужд;

  • утверждение городской черты городов федерального значения.

Широкие полномочия по регулированию владения, пользования и распоряжения землей имеют органы государственной власти субъектов РФ. В их ведение входит:

  • принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ, ЗК РФ, другими федеральными законами;

  • определение территорий с особым правовым режимом использования земель, установление и изменение их границ;

  • установление предельных размеров земельных участков;

  • установление размеров и порядка платы за землю, а также установление порядка ее централизации в соответствии с законодательством РФ;

  • утверждение порядка распоряжения землями, находящимися в государственной собствен-ности субъектов РФ, а также порядка изменения целевого назначения земельного участка;

  • утверждение городской и поселковой черты, городов и поселков республиканского, краевого, областного, окружного подчинения;

  • утверждение в соответствии с законодательством РФ с учетом местных условий порядка осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства;

  • установление льгот по взиманию платы за землю в соответствии с федеральным законом;

  • организация ведения государственного земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ;

  • организация государственного контроля за использованием и охраной земель;

  • распоряжение (изъятие и предоставление) земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;

  • изменение целевого назначения земель;

  • принятие решений об изъятии (выкупе) земель для государственных нужд субъектов РФ.

Минэкономразвития России, его агентства и организации на местах:

  • разрабатывают предложения по управлению землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;

  • приостанавливают исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения их в соответствующих органах (администрации, суде, арбитражном суде), в том числе: органы по земельным ресурсам и землеустройству субъектов РФ ? решений районных и городских (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга) органов местного самоуправления; районные, городские органы по земельным ресурсам и землеустройству ? решений сельских и поселковых органов местного самоуправления;

  • привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства РФ;

  • выдают в установленном порядке разрешения (лицензии) на право проведения землеустроительных и других проектно-изыскательских работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;

  • изъятием сельхозугодий;

  • анализируют состояние земельного рынка;

  • представляют предложения о порядке исчисления нормативной цены земли, порядке установления ставки земельного налога и штрафных санкций за нарушение земельного законодательства;

  • организуют и ведут государственный земельный кадастр;

  • осуществляют землеустройство, государственный контроль за использованием и охраной земель, дают обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений земельного законодательства РФ;

  • ведут мониторинг земель;

  • беспошлинно обращаются в суд, арбитражный суд по вопросам, отнесенным к компетенции органов по земельным ресурсам и землеустройству.

В России все формы собственности на землю защищаются равным образом. Собственник земли вправе истребовать свой участок из чужого незаконного владения. Он имеет надежные законодательные гарантии на случай изъятия участка для государственных или общественных нужд.

Защита земельных прав осуществляется в административном или судебном порядке ? в судах общей компетенции; в арбитражных и третейских судах.



Оглавление
Механизм управления недвижимостью
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цели и принципы управления недвижимым имуществом
Формы государственного регулирования рынка недвижимости
Управление имущественным комплексом в г. Москве
Демократизация управления недвижимостью ? народные предприятия
Государственное регулирование земельных отношений
Цели и формы государственного регулирования земельных отношений
Функции государственного регулирования земель
Ответственность за нарушения земельного законодательства
Оценка стоимости недвижимости
Принципы оценки стоимости недвижимости
Основные методы оценки стоимости земельных участков
Оценка зданий и помещений
Общие положения
Объекты государственной регистрации
Органы государственной регистрации
Порядок государственной регистрации
Информация и организационные мероприятия
Понятия и общие положения о налогообложении недвижимости
Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества
Налоги на операции с недвижимостью
Все страницы