Источники трудового права

Правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, называют источниками трудового права.

Одним из важнейших источников трудового права является Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. Конституция РФ является специфическим источником трудового права, так как закрепляет исходные положения, направленные на регулирование труда.

Так, ст. 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация – социальное госу-дарство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Также, согласно указанной статье, в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Ст. 30 Конституции закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Гарантируется свобода деятельности общественных объединений.

Ст. 37 Конституции прямо закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда, в соответствии с которой:

1) труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

2) принудительный труд запрещен;

3) каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих технике безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральными законами минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы;

4) признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральными законами способов их разрешения, включая право на забастовку;

5) каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральными законам продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Ст. 45 и 46 Конституции также имеют отношение к регулированию трудовых отношений. Так, ст.45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также устанавливает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Ст. 46 закрепляет гарантию судебной защиты прав и свобод каждого. Согласно этой статье, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе, в соответствии с международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.

Гарантии, закрепленные ст. 45, 46 особенно актуальны в случаях нарушения законных прав и интересов трудящихся, возникновения коллективных и индивидуальных трудовых споров, а также проведения мероприятий государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Ст. 72 Конституции относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что трудовое законодательство формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Но, в соответствии со ст. 76 Конституции, нормативные правовые акты, принимаемые субъектами РФ, не должны противоречить федеральному законодательству.

Особое место среди источников трудового права занимают международные правовые акты о труде, которые являются составной частью российской правовой системы. При этом, согласно Конституции РФ, международные правовые акты имеют приоритет перед внутри-государственными актами. В случае противоречия последних международному законодательству, применяются нормы международного права.

Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека (1948), закрепляющую право на труд, отдых, охрану труда, право на создание профсоюзов, равную оплату за равный труд и другие важные права в сфере труда.

Следующим важным источником является Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998), название которой в достаточной мере определяет ее содержание.

Среди международных договоров, имеющих большое значение для российского законодательства о труде можно назвать следующие. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), закрепляющий право на свободу ассоциации, включая право создавать профсоюзы и вступать в них. Данное положение находит отражение в Конституции РФ. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), затрагивающий целый комплекс трудовых прав, включая право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, справедливую заработную плату и иные.

Наиболее распространенным видом международных актов в сфере труда являются конвенции МОТ. Однако, для того чтобы они прямо применялись на территории РФ, они должны быть ратифицированы. На сегодняшний день в нашей стране действует 48 конвенций МОТ.

Наиболее важные из них:

– Конвенции, устанавливающие основные гарантии для работников при установлении продолжительности рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, охраны труда (Конвенция № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока восьми часов в неделю» (1935), Конвенция № 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936), Конвенция №95 «Об охране заработной платы» (1949)).

– Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948) и Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949). При этом, забегая вперед, скажем, что именно на данных конвенциях основываются отношения социального партнерства.

– Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958), Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930), Конвенция №105 «Об упразднении принудительного труда» (1957), запрещающие дискриминацию работников и принудительный труд. Положения данных конвенций также нашли прямое отражение в трудовом законодательстве, в частности ст. 2 ТК и др.

Наряду с конвенциями МОТ, источниками трудового права являются двусторонние международные соглашения по конкретным вопросам в области трудовых отношений.

Основным источником трудового права является Трудовой Кодекс РФ. ТК РФ принят 30.12.2002 г. и вступил в действие с 01.02.2002 г. Принятие нового Трудового кодекса обусловлено произошедшими в РФ экономическими и политическими изменениями в жизни общества и государства. ТК является базовым актом отрасли трудового права. Он содержит основные положения трудового права, принципы и механизм регулирования трудовых правоотношений. Все нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права должны соответствовать ТК и не противоречить ему.

Наряду с ТК, в сфере трудового права действуют и другие федеральные законы. В качестве основных следует назвать следующие.

ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 г., устанавли-вающий правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в РФ в ходе разрешения коллективного трудового спора.

ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г., который устанавливает основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 08.12.1995 г., регулирующий общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение в профессиональные союзы.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 г., который регла-ментирует порядок разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. с дополнениями и изменениями от 10.01.2003 г., определяющий государственную политику в области занятости населения, а также правовые основы и механизм реализации этой политики.

Иные федеральные законы.

Перечисленные федеральные законы имеют широкий спектр действия, то есть затрагивают интересы практически всех работников и, отчасти, работодателей. Но существует и ряд законов, регулирующих трудовые отношения только отдельных категорий работников. В качестве примера можно привести Закон РФ от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», устанавливающий более льготные условия труда для работников, вынужденных трудиться в суровых климатических условиях.

Помимо законов, трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются подзаконными нормативными правовыми актами. Правовой режим ведомственных нормативных актов регламентирован Правилами подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти могут издавать следующие виды нормативных актов: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. Запрещено принимать нормативные акты в виде писем и телеграмм.

Из всей массы ведомственных нормативных актов выделяются акты, подлежащие государственной регистрации, на основе следующих критериев:

– затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– устанавливающие правовой статус организаций;

– носящие межведомственный характер независимо от срока действия, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В указанном перечне нуждается в разъяснении понятие «затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина». По буквальному смыслу, употребление слов «человек и гражданин» влечет отсылку ко Всеобщей декларации прав человека и гражданина. По существу же такое толкование представляется слишком узким. Если речь идет о правах и обязанностях гражданина, то к числу регистрируемых в обязательном порядке актов должны быть отнесены и акты, содержащие нормы, регулирующие правоотношения, одной из которых потенциально может быть и гражданин.

Следует особо отметить, что регистрации подлежат именно ведомственные нормативные акты, поскольку основная часть правовых актов, издаваемых ведомствами, не относится к нормативным. Не существует легального определения нормативных актов. Оно выработано теорией права и подкреплено судебной практикой. Так, Верховный Суд РФ по одному из гражданских дел обязал суды определять нормативно-правовые акты по следующим признакам: нормативный акт устанавливает правила поведения участников правоотношений (т.е. содержит в себе определение, описание прав или обязанностей субъектов); имеет общеобязательный характер для персонально неопределенного числа (круга) лиц; не имеет ограничений во времени; рассчитан на неоднократное применение.

Государственная регистрация нормативных актов осуществляется Министерством юстиции РФ. Она включает в себя: юридическую экспертизу соответствия нормативного правового акта законодательству РФ; принятие решения о необходимости государственной регистрации; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Источником являются указы Президента РФ. Указы Президента не должны противоречить ТК и Конституции РФ. Правительство РФ также вправе издавать соответствующие нормативные акты в сфере трудовых правоотношений, по вопросам, отнесенным к компетенции исполнительной власти. Причем часть вопросов, по прямому поручению Правительства РФ могут быть переданы Минтруду России.

В ряду подзаконных актов следует назвать также нормативные акты, издаваемые министерствами и иными федеральными органами власти. Безусловно, в данной категории на первом месте стоят акты, принимаемые Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Минтруда России издает постановления, приказы и разъяснения по вопросам применения трудового законодательства.

Особую значимость в последние годы приобрели правовые акты о социальном партнерстве – соглашения, заключаемые на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии, а также коллективные трудовые договоры.

Источниками трудового права являются также акты органов местного самоуправления и локальные правовые акты о труде. Акты органов местного самоуправления определяют режим работы организаций, находящихся на территории данного органа самоуправления, могут устанавливать дополнительные социальные гарантии работникам и решать другие вопросы в сфере труда.

Локальные акты о труде – это акты, содержащие нормы трудового права, издаваемые руководителем организации в пределах его полномочий и действующие в пределах данной организации, коллективные договоры.

Совокупность источников трудового права образует трудовое законодательство. Каковы же пределы его действия?

Согласно ст. 11 ТК РФ, действие трудового законодательства распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.

ТК, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории РФ для всех работодателей, независимо от их организационно-правовой формы.

Причем, указанная статья также устанавливает, что действия трудового законодательства распространяется и на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организации созданных или учрежденных ими, либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Действие трудового законодательства не распространяется на:

– военнослужащих;

– членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

– лица, работающие по гражданско-правовым договорам;

– иные лица, если это установлено федеральными законами.

Ст. 12 ТК РФ устанавливает ограничения действия во времени законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Так, нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в соответствующем нормативном правовом акте, определяющем порядок и время введения в действие данного акта. Если же такая дата не определена, то по общему правилу федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Указы Президента РФ и постановления Правительства подлежат опубликованию в тех же изданиях в течение 10 дней после их подписания. По общему правилу указанные акты вступают в действие по истечении 7 дней поле их официального опубликования. Ведомственные нормативные акты вступают в действие по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Прекращение действия закона или иного нормативного правового акта возможно по следующим причинам:

– истечение срока действия акта;

– вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

– отменой данного акта актом равной силы.

Указанная статья ТК закрепляет положение, согласно которому нормативные правовые акты о труде не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные вводимым в действие нормативным правовым актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.



Оглавление
Трудовой договор
Дидактический план
Понятие и предмет трудового права
Источники трудового права
Трудовые отношения: понятие, характеристика
Основания возникновения трудовых отношений
Понятие трудового договора и отграничение его от гражданско-правовых договоров
Содержание трудового договора
Аттестация работников
Виды трудовых договоров по сроку их действия
Классификация трудовых договоров по содержанию
Заключение трудового договора. Стороны трудового договора
Изменение трудового договора
Общие положения о прекращении трудового договора
Расторжение трудового договора по инициативе работника
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
Прекращение трудового договора вследствие нарушения порядка его заключения
Участие профсоюза в решении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя
Оформление расторжения трудовых договоров и производство расчета с работником
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Понятие персональных данных работника.
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника
Приложение 1
Приложение 2
Все страницы