Аттестация работников

Аттестация – периодическая проверка и оценка деловой квалификации в профессиональной подготовки работника. Задачами аттестации являются:

– объективная оценка деятельности работника и установление его соответствия занимаемой должности;

– содействие эффективной деятельности организации;

– обеспечение возможности подбора и расстановки кадров;

– стимулирование профессионального роста работников;

– формирование резерва на выдвижение;

– совершенствование деятельности руководителей организаций.

Основы аттестации заложены в Постановлении Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. № 531 «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи», а также положением «О порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта в связи», утв. Постановлением ГКНТ и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267. В них были заложены принципы проведения аттестации, порядок ее проведения, критерии оценки личности работника и соответствия его занимаемой должности. Впоследствии соответствующими компетентными органами был издан ряд нормативных актов, регулирующих вопросы проведения аттестации. Так, в соответствии с федеральными законами аттестации подлежат:

– педагогические и руководящие работники государственных и муниципальных образо-вательных учреждений (Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»);

– государственные служащие (ст. 24 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»);

– спасатели (ст. 12 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей») и др.

Но, к сожалению, в Трудовом кодексе вопрос об аттестации остается неразработанным. Следует отметить, что проведение аттестации – это право работодателя, которым он может воспользоваться в отношении определенной категории работников в соответствии с установленным порядком. Таким образом, при разработке локальных нормативных актов об аттестации следует использовать нормативные правовые акты в качестве рекомендаций.
В положении об аттестации должны быть отражены следующие разделы: общие положения, подготовка к аттестации, проведение аттестации, оценка аттестуемого работника, круг лиц, не подлежащих аттестации, правовые последствия аттестации, порядок рассмотрения трудовых споров.

На основании действующих нормативных актов можно выделить следующие этапы аттестации:

– подготовка к аттестации;

– проведение аттестации;

– принятие решения аттестационной комиссией.

Так, в Положении о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234[5], установлено, что для проведения аттестации федеральный орган исполнительной власти образует аттестационную комиссию, составляет списки руководителей подведомственных предприятий, подлежащих аттестации и график ее проведения готовит необходимые документы для работы аттестационной комиссии, утверждает подготовленный аттестационной комиссией перечень вопросов для аттестационных тестов.

Аттестации не подлежат руководители предприятий, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, и беременные женщины.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. К работе аттестационной комиссии могут привлекаться эксперты с правом совещательного голоса.

График проведения аттестации утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти и доводится до сведения каждого аттестуемого не позднее чем за месяц до начала аттестации. В графике указывается дата, время проведения аттестации и дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов.

Аттестация проводится в форме тестовых испытаний и (или) собеседования. Аттестационная комиссия готовит перечень аттестационных вопросов, составляет и утверждает аттестационные тесты, устанавливает количество (либо процент) правильных ответов, определяющих успешное прохождение аттестации. Количество правильных ответов, определяющих успешное прохождение аттестации, не может быть менее двух третей от общего их числа.

Решение аттестационной комиссии принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса. Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствует не менее половины ее членов с правом решающего голоса. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании.

Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается присутствующими на заседании членами аттестационной комиссии.

В результате аттестации руководителю предприятия дается следующая оценка:

– соответствует занимаемой должности;

– не соответствует занимаемой должности.

Придавая исключительно важное значение аттестации служащих как одной из основных организационно-правовых форм проверки уровня их профессиональной компетентности, Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353 утверждено также Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего.

Указом Президента РФ рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться данным Положением при проведении аттестации государственных служащих всех уровней власти, включая муниципальных служащих.

Руководитель с учетом результатов аттестации может принять одно из следующих решений:

1) о повышении государственного служащего в должности;

2) о присвоении очередного квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга);

3) об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы);

4) о включении служащего в резерв на замещение высшей государственной должности.

В случае признания государственного служащего не соответствующим замещаемой государственной должности, руководитель государственного органа обязан принять одно из следующих решений:

1) направить на повышение квалификации или переподготовку;

2) с согласия служащего перевести его на другую государственную должность;

3) уволить служащего при условии его отказа от первых двух вариантов.

Увольнение производится в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы.

По результатам аттестации сотрудников таможенных органов РФ аттестационная комиссия, в соответствии с Положением об аттестации этих работников от 30 апреля 1998 г., может принять решение:

– о соответствии (несоответствии) сотрудника занимаемой должности;

– о представлении сотрудника к государственной награде Российской Федерации.

Аттестационная комиссия дополнительно может рекомендовать начальнику таможенного органа принять решение:

1) при признании сотрудника соответствующим занимаемой должности: о зачислении его в резерв для выдвижения на вышестоящую должность; о направлении на обучение в образовательное учреждение; о необходимости устранения недостатков, отмеченных при аттестации;

2) при признании сотрудника несоответствующим занимаемой должности: о перемещении его на иную или более низкую должность, увольнении и др.

Таким образом, роль аттестации состоит в том, что она является основной юридической формой проверки и оценки необходимых качеств работников, способствуя тем самым постоянному выявлению наиболее компетентных и высококвалифицированных кадров.



Оглавление
Трудовой договор
Дидактический план
Понятие и предмет трудового права
Источники трудового права
Трудовые отношения: понятие, характеристика
Основания возникновения трудовых отношений
Понятие трудового договора и отграничение его от гражданско-правовых договоров
Содержание трудового договора
Аттестация работников
Виды трудовых договоров по сроку их действия
Классификация трудовых договоров по содержанию
Заключение трудового договора. Стороны трудового договора
Изменение трудового договора
Общие положения о прекращении трудового договора
Расторжение трудового договора по инициативе работника
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
Прекращение трудового договора вследствие нарушения порядка его заключения
Участие профсоюза в решении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя
Оформление расторжения трудовых договоров и производство расчета с работником
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Понятие персональных данных работника.
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника
Приложение 1
Приложение 2
Все страницы