Цикличность дидактических процессов

Определения понятий «дидактические процессы», «структура дидактических процессов», «шаг» по предмету «Физическая культура» содержат информацию, которая формирует представления о них как явлениях, повторяющихся систематически и целенаправленно. В дидактических процессах деятельность учителя и деятельность учащихся представлены не рядоположенно, а в органической связи. Термин дидактическое взаимодействие учителя и учащихся означает, что обучающее воздействие педагога на учащихся органично соединяется с отражением его учащимися. Более того, возникает влияние самих учащихся на учителя, которое обусловливает его ответные действия – коррекцию средств, форм и методов воздействия. В ходе дидактических процессов учащиеся совершают образовательные усилия, направленные на расширение границ учебных возможностей по предмету «Физическая культура».

Звенья, которые в совокупности и взаимосвязи составляют единицу дидактических процессов, выступают как универсальные и инвариантные элементы данной структуры.

В учебной деятельности учащихся также выделены отдельные фрагменты, которые согласуются с деятельностью учителя.

Структура учебной деятельности учащихся может быть дифференцирована на звенья, или компоненты. Учащиеся готовятся к уроку, формируют установку на активную учебную работу. На уроках они воспринимают воздействия учителя, перерабатывают учебную информацию, чтобы осознать ее, выполняют задания учителя, проектируют собственные действия, реализуют функции самоконтроля, самокоррекции, самооценки, самоанализа.

Таким образом, действие одной из сторон взаимодействия целиком и полностью зависит от характера, содержания ответного действия. Учитель, оказывая педагогическое воздействие, ориентируется на получение заранее определенного и конкретного результата, параметры которого им предварительно обозначены. Поэтому можно говорить, что обучающее воздействие учителя направлено на перевод учащихся на заданный уровень обученности, будь то знания, двигательные навыки и умения, сдвиг в развитии двигательных или волевых качеств и т.д.

Иными словами, воздействие учителя на учащихся нацелено на смену состояния их развития. При этом учитель перерабатывает и передает учащимся знания по физической культуре, формирует плановый для каждого момента (звена, этапа, периода) уровень общего среднего физкультурного образования. Учащиеся реализуют соответствующую учебную деятельность. Формируется ожидаемая «процессуальность» в дидактической системе, которая делает возможным продвижение, переход учащихся из одного состояния или уровня обученности в другой. Взаимодействие субъектов дидактического процесса приобретает закономерную, целенаправленную, последовательную смену моментов развития с признаками непрерывности (рис. 5) и составляет устойчивое единство.


Рис. 5. Динамика взаимодействия педагога и учащихся в ходе дидактических процессов:

П – педагог; У – учащиеся; 1, 2, 3,..., п – «шаги» дидактических процессов; У1, У2,..., n – уровни движения субъектов дидактического взаимодействия от одного цикла к другому: $ – воздействие педагога на учащихся; %– обратная связь, П1, П2,..., Пn – переход педагога (П) из одного состояния готовности учить в другое (по Ю.Д. Железняку, В.М. Минбулатову, 2004)

Изменения обученности учащихся связаны с усвоением ими определенной “порции” учебного материала, а у учителя – со знанием состояния фактической обученности, с готовностью моделировать и реализовать дидактическую систему очередного цикла педагогических процессов. Изменения в состоянии учителя и учащихся обеспечивают их переход от одного уровня обученности, воспитанности, развития (учащиеся), знания хода обучения (учитель) к другому или от незнания к знанию, от неумения к умению.

Длительность такого «шага» определяется местом цели. Каждая из этих целей служит основой для создания дидактических систем соответствующих циклов технологии учебного процесса. Существуют разновидности технологических циклов дидактических процессов с учетом их места в стратегии и тактике учебно-воспитательного процесса в конкретном учреждении общего образования: генеральный (1 – на весь период обучения), перспективный (3 – для каждой ступени школы), тактические (11 – 12 – для каждого года обучения), оперативные (42–44 – на периоды учебного года), текущие (748 – 816 – на каждый урок) с учетом количества уроков в неделю. Отсюда
величина «шага», или его длительность в дидактических процессах, может быть в одних случаях 11–12 лет, в других – 4–5 лет или 2–3 года (соответственно ступеням учреждений общего образования), а также год, семестр, триместр, месяц, неделя, урок.
Каждый цикл содержит основные звенья типового «шага», с последовательно и системно изменяемым содержанием. Изменения в содержании звеньев циклов востребованы в связи с новыми целевыми установками нового цикла. Циклы дидактических процессов, которые отражают структуру учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах (по учебным годам, их периодам и отдельным урокам), создают основу для разработки технологии их реализации. Такие циклы придают образованию, воспитанию и развитию учащихся, реализуемых через предмет «Физическая культура», системность и целенаправленный характер, создают условия для выполнения социального заказа государства и общества общеобразовательным учреждениям в сфере физической культуры.

Дидактические процессы могут быть дифференцированы и в ином аспекте. Например, в зависимости от этапов их реализации или взаимодействия систем конкретных типов и видов.



Оглавление
Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе и дидактические процессы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Cодержание образования как основа базовой культуры личности
Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе
Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»
Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»
Особенности дидактических процессов
Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов
Субъекты дидактического взаимодействия
Этапы дидактических процессов
Характерные особенности подготовки
Образование, развитие и воспитание в дидактических процессах
Типовой «шаг» дидактических процессов
Развитие деятельности преподавания и учения
Цикличность дидактических процессов
Все страницы