Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе

Содержание образования рассматривается как:

– одна из категорий педагогики;

– инвариантный элемент педагогической системы области образования, учебного предмета, раздела, темы;

– фактор, отражающий потребности общества и запросы личности в сфере образования;

– механизм (инструмент) реализации социального заказа государства в данной области.

Частнодидактическое рассмотрение вопросов содержания образования применительно к предмету «Физическая культура» может основываться на переработке отмеченных общедидактических постулатов в соответствии со своеобразием данной дисциплины. Из множества подобных вопросов, подлежащих первоочередной научно-теоретической разработке, выделим такие, как
место в структуре педагогической системы школьной физической культуры, функции, детерминанты, принципы, взаимосвязи с другими элементами системы, внутренний состав и субструктура, причастность содержания образования к государственному образовательному стандарту (базовому, федеральному, вариативному, региональному, компонентам).

Обозначим отдельные исходные позиции, отсутствие или абстрактное освещение которых существенно затрудняет последующее обсуждение.

Во-первых, дадим определение понятию содержание образования по предмету «Физическая культура» – это часть общего среднего образования, отражающая совокупность: знаний; двигательных и инструктивных умений и качеств; опыта личности; норм, требований физической подготовленности и видов деятельности, системное усвоение которых обусловливает достижение цели данной дисциплины.

Во-вторых, содержание образования – это инвариантный и системообразующий элемент
педагогической системы предмета «Физическая культура», который при первоначальном возникновении “питается” информационной энергией, исходящей от главного элемента педагогической системы учебного предмета, ее цели.

В-третьих, во взаимосвязи с ней он принимает участие в формировании третьего системообразующего элемента педагогической системы школьной физической культуры – дидактических процессов.

Будучи своеобразной структурной единицей состава содержания общего образования, содержание образования по физической культуре реализует здесь двухаспектную функцию: конкретизации состава и структуры социального опыта, подлежащего системной передаче учащимся общеобразовательных школ. Такой опыт составляет основу для использования физической культуры и спорта в жизни. Элемент «дидактические процессы» призван обеспечить перевод содержания
образования в элементы опыта личности школьников в форме знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых качеств, видов физкультурной деятельности.

Восприятие и осознание феномена содержания образования – проблема сложная. Эти процессы развертываются на разных уровнях его представления.

На первом уровне возникает общетеоретическое понимание, где содержание образования фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и общественных функциях передаваемого подрастающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации.

Лишь на втором уровне возникает информация (сведения) об определенных частях содержания, которые выполняют специфические функции в общем образовании. Здесь «проявляется»
образ области образования «Физическая культура» и учебных предметов, через которые реализуется ее содержание.

Третий уровень – учебный материал, представляющий конкретные элементы состава содержания образования (знания, умения, навыки и т.д.), которые бывают включены в курсы обучения по определенным учебным предметам.

Эти уровни в совокупности составляют содержание образования (педагогическую модель
социального заказа), которое пока лишь проектируется, но еще не реализовано. Здесь содержание образования задано как норма, которая будет материализована в дидактических процессах на
последующих уровнях и функционировании.

Основные факторы, определяющие содержание образования предмета «Физическая культура»:

– социальный заказ государства национальным системам образования и физического воспитания;

– состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;

– потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии;

– идеал формируемой личности;

– потребности экономики и обороны страны;

– возможности государства для реализации формируемого содержания образования и др.



Оглавление
Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе и дидактические процессы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Cодержание образования как основа базовой культуры личности
Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе
Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»
Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»
Особенности дидактических процессов
Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов
Субъекты дидактического взаимодействия
Этапы дидактических процессов
Характерные особенности подготовки
Образование, развитие и воспитание в дидактических процессах
Типовой «шаг» дидактических процессов
Развитие деятельности преподавания и учения
Цикличность дидактических процессов
Все страницы