Развитие деятельности преподавания и учения

Строение «шага» дидактических процессов по предмету «Физическая культура» и характер внутренних взаимосвязей его элементов свидетельствуют о том, что взаимодействие преподавания и учения носит закономерный характер.

Закономерность в общественных явлениях (к этой категории относятся и дидактические процессы) – объективно существующая и необходимая повторяющаяся, существенная связь явлений жизни, или этапов процесса, которая характеризует их поступательное развитие.

Закономерности педагогического процесса - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями и отдельными сторонами педагогического процесса.

Различаются связи с внешними (по отношению к процессу) явлениями, например, социальной средой, требованиями государства и общества. Здесь возникают внутренние связи, например между средствами, формами, методами и результатами обучения, воспитания, развития. Познание и реализация законов и закономерностей педагогических процессов позволяют добиваться эффективных результатов функционирования учебно-воспитательного процесса, включая отдельные учебные дисциплины, в том числе физическую культуру.

В педагогических явлениях и процессах проявляются многочисленные законы и закономерности. Наиболее значимы из них те, которые оказывают влияние на учебно-воспитательный процесс по школьной физической культуре. Их можно назвать законами процесса обучения, обусловленными потребностями общества, зависимостью результативности обучения от структуры его
содержания, структуры дидактических процессов – от форм организации и методов реализации деятельности учителя и учащихся, законами единства преподавания и учения в процессе обучения, единства образования, воспитания и развития обучаемых в процессе обучения и др.

Общепедагогические, общедидактические законы и закономерности должны быть переработаны и адаптированы к дидактическим процессам по каждой из учебных дисциплин, в частности по физической культуре.

В подобной переработке и адаптации важно не столько описать элементы – звенья «шага»
дидактических процессов, сколько познать связи между ними, понять законы и источники их развития.

Для этого среди связей следует выявлять наиболее существенные, доминирующие, всеобщие, необходимые, постоянно действующие, устойчивые. Решающую роль играет связь между процессами преподавания и учения. Основные взаимосвязи учителя и учащихся выявляются в ходе
обмена информацией, которую учитель передает учащимся, воздействуя на их сознание посредством речи, зрительных анализаторов и других влияний, осуществляемых по каналам обратной связи в процессе выполнения практических заданий, – решения двигательных задач.[13]

Звенья типового «шага» дидактических процессов образуют дидактические взаимодействия двух видов – непосредственное и опосредованное. Выражением сущности непосредственного
дидактического взаимодействия служат деятельности преподавания и учения, их взаимосвязь, взаимообусловленность.

Сущность связи «учитель (деятельность преподавания) – учащиеся (деятельность учения)» в том, что первый воздействует на вторых педагогически посредством переработанного учебного материала (содержания образования). Учащиеся воспринимают воздействия учителя, оперируют этой информацией (в данном случае формируемыми знаниями или изучаемым двигательным действием); взаимодействуют с ним (выполняют учебные задания, обеспечивающие усвоение изучаемой “порции” содержания образования).

В ходе реализации связи «учитель – учащиеся» учитель контролирует параметры реализации собственных воздействий и влияний, добивается получения ожидаемых (плановых) результатов. Отсутствие таких результатов – повод проанализировать корректность собственных воздействий, реальность цели и задач, правильность применяемых средств, форм и методов воздействия на учащихся. При этом выявляется адекватность (соответствие) содержания деятельности преподавания реальным условиям, сложившимся к началу непосредственного дидактического взаимодействия. В случае обнаружения несоответствия на месте организации дидактических процессов
(в спортивном зале, приспособленном для занятий физической культурой, помещении, площадке или иной местности: пересеченная местность, парк или лесная поляна, открытое поле, бассейн и т.д.), необходимо внести соответствующие коррективы с учетом реальных условий, устранить причину, обусловившую рассогласованность во взаимосвязи деятельности учителя и учащихся.

Могут быть и другие причины: эмоциональное состояние, утомление, недисциплинированность отдельных учащихся или группы школьников. В этих случаях также необходимо изменить алгоритм действий или их содержание, чтобы обеспечить взаимодействие преподавания и учения. Рассмотрим возможный вариант взаимосвязи деятельности учителя и учащихся (рис. 4).


Рис. 4. Вариант взаимодействия учителя и учащихся в дидактических процессах

(по Ю.Д. Железняку, В.М. Минбулатову, 2004)

Результативность дидактических процессов зависит от активности деятельности учащихся. Активными учащиеся будут лишь тогда, когда их цели, хотя бы в общих чертах, будут соответствовать цели деятельности учителя; когда порция, часть содержания образования, которая выполняет во взаимодействии роль средства воздействия педагога на школьников, превращается в предмет их интереса и вовлекает их в интенсивную деятельность с предметом усвоения. Отсюда крайне важно, чтобы цели деятельности преподавания вписывались в мотивы занятий учащихся конкретных классов физической культурой и спортом. Желательно, чтобы взаимоотношения учителя и учащихся строились на демократической основе: учитель обращается к учащимся, в основном, давая советы, высказывая пожелания и предъявляя требования без элементов жесткости, в дружественно-товарищеском тоне.

Речь должна быть спокойной, а требования – адекватными возможностям или учитывающими зону ближайшего развития школьников и их индивидуальные особенности. Учитель должен
выступать в роли неформального лидера коллектива класса, быть уважаемым ими. Такова формальная сторона данного стиля учебной деятельности педагога.

Деятельность учителя должна соответствовать следующим требованиям:

– всегда иметь конкретную программу своей работы и деятельности учащихся во взаимодействии по данной дисциплине в форме плана или плана-конспекта урока. Однако не всегда следовать заранее разработанному алгоритму действий. В случае необходимости можно отступить от него и принять иную программу взаимодействия, соответствующую конкретным условиям
совместной со школьниками деятельности;

– проявлять разумную инициативу и вместе с тем поддерживать полезные начинания и действия коллектива класса, группы учащихся или отдельных школьников;

– не бояться критически осмысливать как свои действия, так и действия учащихся, допускать критику своих действий, быть самокритичным;

– обеспечивая активную двигательную деятельность учащихся на занятиях, можно регулировать воздействие физической и психоэмоциональной нагрузки на организм учащихся, проявлять корректную заботу о физическом развитии и оздоровлении школьников;

– уметь своевременно определить признаки формирующегося конфликта между учителем и учениками класса и вовремя его нейтрализовать;

– пользоваться действительным и неформальным авторитетом у учащихся, который должен сохраняться и во внеучебной обстановке.

Такой стиль деятельности учителя физической культуры способствует формированию соответствующего стиля деятельности учащихся в процессе дидактического взаимодействия и даже после их завершения.

Стиль взаимодействия педагога с учащимися формируется в процессе обучения в учреждении профессионального образования и педагогической практики на основе глубокого осознания
основных законов развития и формирования системы человеческих отношений.

Многолетние наблюдения показывают, что во время педагогической практики будущий учитель физической культуры совершенствует свою подготовленность, накапливает опыт общения с учениками. Особенно ценен опыт, приобретенный в процессе изучения, анализа и критической оценки своей деятельности, осмысления причин успехов и неудач, сравнения своей деятельности с лучшими образцами. Педагог получает также положительный опыт в экспериментах, в ходе которых изыскивает новые, более эффективные приемы работы.

Учитель физической культуры, анализирующий свою педагогическую деятельность, избавляется от отрицательных черт характера, формирует свой имидж путем выработки таких качеств личности, которые присущи лучшим учителям.

Формированию демократического стиля преподавания в процессе дидактического взаимодействия с учащимися могло бы способствовать соблюдение следующих рекомендаций:

– не начинать взаимодействие с учащимися на уроках физической культуры с агрессивности, выговора, резких замечаний и обещаний наказать их;

– не торопиться выносить суждение, оценивая личность учащегося (только по положительным или отрицательным качествам);

– не выделять «любимчиков», относиться к каждому ученику ровно;

– не спешить с выставлением отрицательных отметок за учебную деятельность, находить в ней положительные моменты, всегда помнить о стимулирующей роли положительной отметки;

– учиться владеть собой в трудных и неприятных обстоятельствах;

– учиться объективно оценивать исполнительскую дисциплину учащихся, их реальные возможности выполнить учебные и иные задания;

– помнить, что личный пример учителя оказывает позитивное влияние на формирование уровня обученности и воспитанности учащихся;

– учиться заражать школьников своим настроением, доброжелательностью, избегая при этом панибратства;

– постоянно самосовершенствоваться.

Во взаимодействии с учащимися в ходе дидактических процессов демократический стиль наиболее эффективен, поскольку позволяет формировать соответствующее отношение учащихся к учителю.



Оглавление
Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе и дидактические процессы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Cодержание образования как основа базовой культуры личности
Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе
Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»
Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»
Особенности дидактических процессов
Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов
Субъекты дидактического взаимодействия
Этапы дидактических процессов
Характерные особенности подготовки
Образование, развитие и воспитание в дидактических процессах
Типовой «шаг» дидактических процессов
Развитие деятельности преподавания и учения
Цикличность дидактических процессов
Все страницы