ПРЕДИСЛОВИЕ

Содержание образования в плане его научно-теоретического освещения и реализации в
учреждениях общего образования привлекает внимание отечественных ученых-педагогов уже
более ста лет. Эта проблема отражена в трудах теоретиков – как революционного периода, так и советской педагогики. Она служит предметом поисков и современных ученых.

Научно-теоретическое наследие отечественных ученых-педагогов составляет методологическую основу подхода к содержанию образования по предмету «Физическая культура». Структура содержания образования по физической культуре отражена в ГОСе и в примерной учебной программе.

Элементы педагогической системы – цель учебного предмета и содержание образования – в совокупности обусловливают формирование третьего элемента - дидактические процессы, призванного обеспечить перевод содержания образования по физической культуре в компоненты опыта личности учащегося. Впоследствии содержание образования, будучи усвоенным учащимися (в виде системных знаний, двигательных навыков и умений, сдвигов в развитии двигательных, нравственных и волевых качеств личности), обеспечит общее физкультурное образование школьников, условия для систематического, целенаправленного использования физической культуры учащимися самостоятельно.

Главные составляющие дидактических процессов – деятельность преподавания и деятельность учения. Носителями упомянутых видов деятельности выступают педагог и учащиеся. Учащийся, как один из субъектов педагогического взаимодействия, воспринимает и осознает дидактические воздействия учителя и развивается по трем взаимосвязанным и взаимообусловленным
направлениям: биологическому, психологическому и социальному. По каждому из направлений у учащегося происходят конкретные изменения, которые переводят его в новое качество, новое
состояние. При этом у него закономерно изменяются личностные качества, совершенствуется внутренний мир. Разработка проблем учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» базируется на достижениях физиологии человека, общей и педагогической психологии, психологии физического воспитания и педагогики, которые рассматриваются в качестве одной из методологических платформ теории и методики обучения предмету «Физическая культура».

Стиль взаимодействия педагога с учащимися формируется в процессе обучения в учреждении профессионального образования и педагогической практики на основе глубокого осознания
основных законов развития и формирования системы человеческих отношений.

В структуре дидактических процессов выделяются этапы – «шаги» – процесса обучения, его взаимосвязанные и взаимозависимые звенья в органическом единстве и функциональной целостности. «Шаг», будучи наименьшей функциональной единицей, выступает своеобразной клеточкой, образующей циклы технологии учебного процесса различной продолжительности: урок, система, учебная четверть, семестр, учебный год, ступень школы.

Циклы дидактических процессов, которые отражают структуру учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах (по учебным годам, их периодам и отдельным урокам), создают основу для разработки технологии их реализации. Такие циклы придают образованию, воспитанию и развитию учащихся, реализуемых через предмет «Физическая культура», системность и целенаправленный характер, создают условия для выполнения социального заказа государства и общества общеобразовательным учреждениям в сфере физической культуры.



Оглавление
Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе и дидактические процессы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Cодержание образования как основа базовой культуры личности
Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе
Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»
Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»
Особенности дидактических процессов
Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов
Субъекты дидактического взаимодействия
Этапы дидактических процессов
Характерные особенности подготовки
Образование, развитие и воспитание в дидактических процессах
Типовой «шаг» дидактических процессов
Развитие деятельности преподавания и учения
Цикличность дидактических процессов
Все страницы