Образование, развитие и воспитание в дидактических процессах

Учащийся, как один из субъектов педагогического взаимодействия, воспринимает и осознает дидактические воздействия учителя. В результате активной учебной деятельности формируются знания, двигательные и инструктивные навыки и умения, развиваются двигательные качества, воспитываются духовно-нравственные и волевые качества личности. Таким образом, учащийся развивается по трем взаимосвязанным и взаимообусловленным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. По каждому из направлений у учащегося возникают и накапливаются конкретные изменения, которые переводят его в новое качество, новое состояние. При этом у него закономерно изменяются личностные качества, совершенствуется внутренний мир.

В аспекте осуществления процессов образования, воспитания и развития предмет «Физическая культура» занимает особое место. Для обучения двигательному действию необходимо представление о предмете усвоения. Представление может сформироваться лишь на базе знаний, которые и приводят к появлению логического, зрительного и кинестетического образов того, чему обучают в данный момент. Последующая динамика развертывания дидактических процессов обусловливает соответствующий уровень развития опорно-двигательного аппарата и функциональных систем организма занимающихся, с одной стороны, психических процессов и духовно-нравственных и волевых качеств личности – с другой. Невозможно усвоить технику двигательного действия, если отсутствует требуемый для выполнения данного двигательного действия уровень физического развития, координационных способностей и двигательных качеств, педагогическая цель урока частью учащихся не будет достигнута.

Практика преподавания физической культуры в школе показывает, что значительная часть учащихся не справляется с требованиями учебных программ (госстандарта) по нормативам двигательной подготовленности. Основным препятствием, затрудняющим выполнение требований по бегу, прыжкам, метаниям, оказывается не плохая техника двигательных действий, а недостаточный уровень развития двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. У школьников выявлены «критические периоды» развития двигательных качеств. Знание этих
закономерностей помогает рационально организовать и реализовать дидактические процессы на уроках физической культуры для комплексного решения взаимосвязанных задач образования, воспитания и развития учащихся.

Созревание организма школьника, согласно учению П.К. Анохина о системогенезе, происходит гетерохронно, т.е. разновременно, на тех этапах роста и созревания детей и подростков, когда эти системы имеют особо важное значение для их развития.

Существует неразрывная связь формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств в дидактических процессов по предмету «Физическая культура». Экспериментально установлена эффективность двух вариантов организации дидактических процессов: параллельного и раздельного решения педагогических задач.

В первом случае двигательные качества формировались в процессе овладения техникой движения (многократно повторялись подводящие и основные физические упражнения), во втором – раздельно. Для развития двигательных качеств выделялось специальное время (8–10 мин) на каждом уроке.

В обоих случаях для решения задач урока отводилось по 35 мин, разница лишь в том, что во втором варианте время выделялось в конце основной части занятия.

На уроках физической культуры, на которых работали по слитному варианту, моторная плотность оказалась на 10% меньше, чем в раздельном. Несмотря на это, существенных различий в развитии уровня двигательных качеств не выявлено. Однако в освоении техники по первому варианту преимущества отмечены. Достаточное количество повторений подводящих и основных
упражнений в первом варианте оказало эквивалентное компенсаторное воздействие на развитие двигательных качеств учащихся. На таком уроке физической культуры можно решить две взаимосвязанные важные задачи – образования и развития, которые именно в комплексе, в совокупности обеспечивают физкультурное образование.

Значительна роль соответствующего уровня сформированности волевых качеств личности в усвоении материала учебной программы. Эти качества особенно нужны в видах двигательных действий, связанных с развитием общей скоростной и силовой выносливости. Здесь необходимы терпение, упорство, настойчивость, характеризующие целеустремленность учащегося, и низкий уровень их развития может стать доминирующей причиной его неуспеваемости или сравнительно низких результатов учебной деятельности.

Из группы волевых качеств, характеризующих моральную направленность личности, важны мужество, самоотверженность, принципиальность, дисциплинированность. Особенно ярко эти
качества проявляются в двигательных действиях по гимнастике (упражнения на перекладине, брусьях, опорные прыжки, согнув ноги), единоборствах, спортивных играх, плавании.

Предмет «Физическая культура» со своеобразным содержанием образования и учебных действий способствует развитию выдержки, решительности, смелости. Здесь, как ни в какой другой учебной дисциплине, важно формировать толерантность сознания и поведения, взаимное уважение школьников, культуру межличностного и межэтнического общения.

Решить такой широкий спектр педагогических задач, которые охватывают проблемы образования, воспитания и развития учащихся, возможно лишь комплексно, в их неразрывной взаимосвязи, так как развитие одного обусловливает формирование других.



Оглавление
Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе и дидактические процессы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Cодержание образования как основа базовой культуры личности
Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе
Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»
Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»
Особенности дидактических процессов
Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов
Субъекты дидактического взаимодействия
Этапы дидактических процессов
Характерные особенности подготовки
Образование, развитие и воспитание в дидактических процессах
Типовой «шаг» дидактических процессов
Развитие деятельности преподавания и учения
Цикличность дидактических процессов
Все страницы