Cодержание образования как основа базовой культуры личности

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из его основных средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый срез образования, абстрагированный от технологии.

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию, преимущественно, образова-тельных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также опре­деленный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной
работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как духовное богатство человечества, накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации индивида, вхождению человека в социум.
С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания становятся абсолютной ценностью и засло­няют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академичности, ориентации удержания образования на среднего ученика и другим негатив­ным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все больше утверждается уже упоминавшийся выше личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания
об­разования. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского.

Так, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин под содержанием образова­ния понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материаль­ной и духовной культуры общества.

В.С. Леднев считает, что содержание образования — это со­держание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность. В этой связи оно выступает как содержание триединого целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитания и развития.

По мнению Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского, подлежащее усвоению учащимися содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения. Культура как “спрессованный” опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе обучения, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности.

Школа призвана помочь ребенку наиболее безболезненно войти в сложный мир человеческого социума через культуру. Я. Корчак отмечал, что «ребенок в этом мире — иностранец; он не знает названия городов, направления улиц; ему необходим гид, который веж­ливо ответит на все его
вопросы; уважайте его незнание». Игнорирование этого, недооценка в учебных планах и программах, курс на нивелировку детей в реальном учебном процессе не могут быть признаками современного содержания образования, которое имеет стратегической целью развитие личности, субъектности человека.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определе­нию сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.
Та­кой подход обеспечивает свободу выбора содержания образова­ния с целью удовлетворения образовательных, духовных, куль­турных и жизненных потребностей личности, гуманное отноше­ние к развивающейся личности, становление ее индивидуально­сти и обеспечение возможности самореализации в культурно-об­разовательном пространстве.

В соответствии со сказанным личностно-ориентированное со­держание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способности мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свобо­ды, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Содержание образования имеет исторический характер, по­скольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменя­ется под влиянием требований жизни, производства и уровня раз­вития научного знания.

Образование как социальное явление возникло из прагмати­ческой потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению куль­турологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на соци­альные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания.
Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

В эпоху Возрождения и в XVIII-XIX вв., в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности, и делаются попытки их реализации. Об этом свидетельствует «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умствен­ного развития; теория свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, пред­лагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявле­ниями его совершенной природы; идея И. Г. Песталоцци о пол­ном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем их вовлечения в активную жизнедеятельность. Эти прогрес­сивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «Новые школы» во Франции, Швейцарии, эли­тарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно в ходе всемирно-исторического разви­тия идея развития целостной человеческой личности, возвраще­ния человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится доминирующей, она определяет содержание современного образования.

В педагогической теории дискуссия о детерминантах содержа­ния образования продолжается не одно десятилетие. Такими де­терминантами называются факторы, определяющие структурные компоненты содержания образования и их взаимосвязи.

Одной из ведущих детерминант содержания образования явля­ется его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности. Общество
делает вклады в образование, чтобы обратить их себе же на пользу. С помощью образования общество развивает способности личности, ибо целое может выиграть только от высокого качества своих составных частей. «Когда первой и главной целью образования становится духовное развитие
самого индивидуума, получающего это обра­зование, развитие, на которое он сам научился бы смотреть как на высшее благо, тогда естественно и необходимо сами собой до­стигаются и желательные социальные результаты» (Н.И. Кареев).

Вектором реалистического целеобразования, отмечает Б.М. Бим-Бад, служит исторически и социально варьируемая идеальная модель образованного человека. Так, в Греции классической эпо­хи свободные граждане видели смысл образования в том, чтобы оно давало «уроки мудрости». Поиск смысла жизни, сущности человеческого бытия, морально-нравственных норм считался едва ли не главной миссией образования.

Цель современного образования — развитие тех свойств лич­ности, которые нужны ей и
обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отноше­ние к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечиваю­щим достижение полноценного гармоничного развития эмоцио­нальной, умственной, ценностной, волевой и физической сто­рон личности. Знания, умения и навыки необходимы для приме­нения в жизни усваиваемой культуры. Поэтому изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях — не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, позна­ния и развития прекрасного.

Такая цель требует подходить к определению содержания обра­зования с позиций современной концепции человека.

Человек — система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окру­жающей средой. Следовательно, как отмечает В.С. Леднев, с точ­ки зрения структуры содержания образования, полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет рас­смотрена в ее динамике.

Динамика личности, как процесс ее становления, представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, что и составляет суть онтогенетического развития человека. Осуществ­ляется оно в процессе деятельности. Другими словами, деятель­ность имеет одним из своих продуктов развитие самого субъекта. Вот почему речь должна идти об учении как развивающем виде деятельности. Его влияние на развитие личности возрастает, если оно взаимосвязано с другими видами деятельности (трудовой, игровой, общественной). П.Я. Гальперин отмечал, что всякую
де­ятельность можно назвать учением, поскольку в процессе ее осу­ществления у субъекта формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества.

Исходя из этого, деятельность личности также является детерминантой содержания образования. При этом оно выступает как содержание особым образом организованной деятельности уча­щихся, основу которого составляет опыт личности.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин тоже считают, что главная соци­альная функция образования — передача опыта, накопленного предшествующими поколениями. В связи с этим опыт тоже является детерминантой содержания образования. Анализируя явле­ние культуры с педагогической точки зрения, они показали, что культура — это прежде всего опыт материальной и духовной дея­тельности, выработанный человечеством, который может быть усвоен личностью и стать ее достоянием. Общими для разнообраз­ных видов деятельности являются следующие элементы:

– уже добытые обществом знания о природе, обществе, мы­шлении, технике и способах деятельности;

– опыт осуществления известных способов деятельности, ко­торый воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей его;

– опыт творческой, поисковой деятельности по решению но­вых, возникающих перед обществом проблем;

– опыт отношения к миру, друг к другу, т.е. система эмоцио­нальной, волевой, моральной и эстетической воспитанности.

Каждая эпоха наполняет свой опыт, свою культуру только ей свойственным содержанием.

Усвоение первого элемента социального опыта обеспечивает формирование картины мира и вооружает методологическим под­ходом к познавательной и практической деятельности. Знания при этом служат инструментом всякой деятельности. Усвоение второ­го элемента позволяет новым
поколениям сохранить культуру, а третьего — обеспечивает ее дальнейшее развитие, что без реализации творческой деятельности невозможно. Усвоение четвертого элемента социального опыта
регулирует соответствие деятельности человека его потребностям и, в свою очередь, расширяет сферу этих потребностей, систему ценностей, мотивы деятельности, т. е. все проявления эмоционального отношения к деятельности, ее продуктам, к людям.

Каждый элемент социального опыта, отмечают И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, выполняет свою специфическую, не подменяе­мую другими, функцию в развитии личности. Предшествующие элементы могут существовать отдельно от последующих, хотя каж­дый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь, творить при разном отношении к этой деятельности. Взаимосвязь элементов социального опыта выражается и в том, что усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвое­ния других элементов.

В связи с искусственным разведением процессов обучения и воспитания, а также учитывая относительную самостоятельность воспитательной работы, в педагогической теории предпринимались попытки определения и программирования содержания вос­питания. Многие годы воспитатели руководствовались «Пример­ным содержанием воспитания школьников». Оно, отражая функ­циональный подход к воспитанию, определяло содержание рабо­ты по основным направлениям воспитания (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и др.), целью каждого из которых было формирование тех или иных качеств социального идеала.

В последние годы в образовательной практике используется подход к определению содержания воспитания, предложенный Н.Е. Щурковой. Его детерминантой выступает целенаправленно организованное взаимодействие школьников с миром во всем его многообразии: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, их окружающими, и, главное, людь­ми. Это взаимодействие с окружающим миром осуществляется через организацию основных видов деятельности школьника: по­знавательную, трудовую, художественную, спортивную, обще­ственную, ценностно-ориентировочную, коммуникативную. Кон­кретное содержание видов деятельности школьников и составля­ет содержание воспитания.

Рассмотренные детерминанты содержания образования позво­ляют выделить основания для его структурирования. Представля­ются правомерными в этом отношении принципы, сформулиро­ванные В.С. Ледневым: двойное вхождение базисных компонен­тов содержания образования в систему; функциональная полнота содержания образования; дифференциация и интеграция компо­нентов содержания образования; преемственность содержания уровней общего образования.

Принцип двойного вхождения базисных компонентов содержания образования в систему означает, что в каждом акте педагогичес­кого взаимодействия задействованы все компоненты содержа­ния образования: совершенствуется опыт личности, развивают­ся ее типологические свойства и формируются механизмы пси­хики (познавательные процессы). В то же время всегда может быть организована специальная работа по освоению одного из компонентов содержания образования. Например, любое заня­тие с детьми вносит свой вклад в развитие речи школьников, но есть и специальные занятия по русскому языку; на любом уроке присутствуют элементы контроля, но есть и специальные заня­тия или виды деятельности детей, которые предполагают конт­роль знаний, и т.п.

Принцип функциональной полноты содержания образования вы­текает из того, что всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых подсистем (эле­ментов системы) не является функционально полным. При этом имеется в виду и коэффициент функциональной значимости ком­понентов содержания образования, и возможность их компенси­рования. Так, исключение из учебных планов школы элементов политехнического образования отрывает содержание общего об­разования от жизни, понижает его функциональное, практиче­ское значение; недооценка гуманитарных предметов ведет к фор­мированию технократического мышления, исключающего из
системы ценностей человека; невнимание к развитию творческого потенциала личности оборачивается догматизмом, шаблонностью мышления и деятельности и т.п.

Принцип дифференциации и интеграции компонентов содержа­ния образования проявляется, с одной стороны, в дроблении (диф­ференциации) учебных дисциплин (например, биология — это ботаника, зоология, анатомия и др.), а с другой — в объедине­нии (интеграции) в рамках
одного учебного предмета знаний из смежных областей (например, физика, химия, биология — это естествознание).

Принцип преемственности содержания уровней общего образова­ния: начального, основного (неполного среднего), полного сред­него, общего высшего образования. Наряду с этими уровнями можно выделить пропедевтический уровень дошкольного образо­вания, а также послевузовского, преимущественно перманентно­го образования. Соблюдение этого принципа означает согласован­ность содержания уровней образования.

Содержание образования может быть структурировано и по основным его отраслям: общее, политехническое и специальное (профессиональное).

Содержание общего образования — это содержание базовой куль­туры личности, поэтому основные стороны личности являются детерминантами структуры содержания общего среднего образо­вания.

Долгое время общее образование понималось упрощенно, лишь как звено, предшествующее профессиональному образованию и являющееся базой последнего. Введение общеобразовательных предметов в профессиональных учебных заведениях (естественно-научных и гуманитарных, в том числе физической культуры и иностранных языков) должным образом в теории содержания образования не рассматривалось.

Сегодня общее образование может быть представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного обра­зования, а с другой — как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной.

В последнем случае в содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественно-научный, гуманитарный, трудовой подготовки и физической культуры. Предметы естественно-научного цикла (биология, физика, химия, математика и др.) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека. Математика вооружает формализованным языком выражения зависимостей в виде формул, чертежей, графиков. Это является действенным средством развития логического мышления учащихся.

Гуманитарные предметы (история, литература, обществоведе­ние, география, родной и иностранный языки и др.) помогают постичь законы общественного развития, социальную природу самого человека. Важная роль в гуманитарном образовании при­надлежит художественным дисциплинам: изобразительному ис­кусству, музыке и пению, ритмике. Они формируют эстетические и нравственные чувства, приобщают к миру прекрасного, к твор­честву по законам и нормам красоты.

Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жиз­недеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навы­ки, необходимые будущему труженику и защитнику.

Общее образование в отечественном образовании одновремен­но является и политехническим. В этой связи рассмотрение послед­него как самостоятельной отрасли образования — условное. Его целесообразно рассматривать как пересечение общего и профес­сионального. Политехническое образование связано с решением таких задач, как:

– знакомство учащихся с научными законами, лежащими в ос­нове материального производства;

– выработка у учащихся умений применять полученные знания в различных областях производства;

– основательное овладение учащимися навыками обращения с простейшими орудиями производства;

– подготовка учащихся к общетрудовой деятельности, сознатель­ному выбору профессии и овладению специальностью.

В решении задач политехнического образования большое зна­чение имеет трудовое обучение, которое удачно дополняет воз­можности изучаемых учебных предметов. Трудовое обучение но­сит политехнический характер.

Общее политехническое образование служит базой для профес­сиональной ориентации и получения специального (профессиональ­ного) образования. Последнее представляет собой совокупность зна­ний, практических умений и навыков, дающих возможность зани­маться определенным родом деятельности в качестве квалифициро­ванного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники и культуры.

Перед отечественной школой не стоит задача специального профессионального образования. Для этой цели существует ши­рокая сеть профессиональных учебных заведений, дающих
начальное, среднее и высшее профессиональное образование.

Задача школы заключается в проведении планомерной профориентационной работы, научная постановка которой включает:

– обоснованный прогноз потребностей в рабочих кадрах в регио­не на длительный период;

– систему знаний о профессиях;

– методику изучения интересов и склонностей учащихся;

– технологии развития интересов и склонностей в системе поли­технического образования, трудового обучения и воспитания;

– производственного обучения (в тех школах, где для этого созданы условия), внеклассной и внешкольной работы.

В педагогической теории нашли признание принципы форми­рования содержания общего
образования, разработанные В.В. Краевским.

Прежде всего, это принцип соответствия содержания образова­ния во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требо­ваниям развития общества, науки, культуры и личности. Он требу­ет включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые от­ражают современный уровень развития социума, научного зна­ния, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обуче­ния при отборе содержания
общего образования отвергает односто­роннюю предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкрет­ного учебного процесса, вне которого не может существовать со­держание образования. Это означает, что при проектировании со­держания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и свя­занные с ним действия.

Принцип структурного единства содержания образования на раз­ных уровнях его формирования предполагает согласованность та­ких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, лич­ность учащегося.

В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора
содержания об­щего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования свя­зан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Для этого гуманитарная культура должна проникать в самую «ткань» содержания общего образования, во все учебные предметы. В свою очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и естественно-научных дисциплин, в основе которого должен
лежать поворот к личности. Речь идет о качественной реорганизации содержания конкретных учебных предметов (в том числе гуманитарных), которым недостает имен­но человека в его действительном (социальном и природном, объективном и субъективном) бытии. Особенно это относится к обществоведческим дисциплинам.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой под­готовкой школьников, так и с формированием, исходя из
совре­менной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры (культура жизненного са­моопределения; экономическая культура и культура труда;
поли­тическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений).

Преодолеть дегуманизацию общего образования позволяет принцип фундаментализации его содержания. Он требует интеграции гуманитарного и естественно-научного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознание учащимися сущности методологии познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

Фундаментализация содержания общего образования обуслов­ливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию про­цесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.

Принципы гуманитаризации и фундаментализации содержания общего образования вызвали к жизни становление и такого прин­ципа, как соответствие основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Исходя из кон­цепции И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, эти компоненты могут быть представлены как когнитивный опыт личности, опыт практичес­кой деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Когнитивный опыт личности как компонент содержания об­щего образования и базовой культуры включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах дея­тельности, усвоение которых обеспечивает формирование в со­знании учащихся научной картины мира, вооружает их диалекти­ческим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невоз­можно ни одно целенаправленное действие.

Знания как основной элемент содержания общего образова­ния — это результат познания действительности, законов разви­тия природы, общества и мышления. В них выражается обобщен­ный опыт людей, накопленный в процессе социально-историчес­кой практики. Знания представляют собой отражение свойств ве­щей, предметов и явлений действительности, переработанное в
категориях человеческого опыта.

Содержание общего среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя:

– основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и
научные знания;

– факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

– основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

– теории, содержащие систему научных знаний об определен­ной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о ме­тодах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

– знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

– оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Названные виды знаний отличаются друг от друга тем, что они имеют разные функции в обучении и требуют использования раз­ных технологий в обучении. Основные функции знаний связаны с тем, что они выступают средством создания общей картины мира, инструментом познавательной и практической деятельности, ос­новой целостного научного мировоззрения.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) включает в себя знания об этих способах, которые присут­ствуют уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Без таких знаний ни один способ деятельности нельзя выполнить сознательно. Но этих знаний не­достаточно. Нужно усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством. Умения — внешние или внутренние действия, выполняемые на основе знаний в соответ­ствии с поставленными задачами и условиями. Навыки — частич­но автоматизированные действия.

Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения могут быть общими для всех учебных предме­тов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.) и специфическими, формирующимися и прояв­ляющимися только в рамках учебных предметов (решение физи­ческих или математических задач, постановка опытов по химии, выполнение физических упражнений и т. п.).

К общеинтеллектуальным умениям и навыкам вплотную при­мыкают общеучебные: конспектирование, аннотирование, рабо­та с учебником, словарями, справочниками и т.п.

Таким образом, практический компонент содержания общего образования представлен системой общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкрет­ных видов деятельности и обеспечивающих способность молодых людей к сохранению культуры. К этим видам деятельности относятся познавательная, трудовая, художественная, валеологическая, общественная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная.

Познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению как одному из важ­нейших средств познания мира, развивает любознательность и фор­мирует потребность в самообразовании, способствует интеллек­туальному развитию и систематическому овладению научными зна­ниями.

Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры). Это может быть самообслуживающий, общественно-полезный и про­изводительный труд. Организация трудовой деятельности предпо­лагает сочетание бескорыстной и оплачиваемой работы, что не­обходимо для формирования уважительного отношения к
мате­риальным ценностям как средствам существования человека.

Художественная деятельность развивает эстетическое миро­ощущение, потребность в прекрасном, способность к художествен­ному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стиму­лирует художественную самодеятельность учащихся.

Валеологическая деятельность культивирует здоровый образ жизни, формирует силу,
выносливость, пластичность и красоту человеческого тела. Общественная деятельность содействует соци­ализации школьника, формирует его гражданскую позицию, при­общает к активному преобразованию действительности.

Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на ра­циональное осмысление учащимися общечеловеческих и этниче­ских ценностей, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, становление их как субъектов социальных отношений.

Коммуникативная деятельность представляет собой прежде всего свободное общение в виде специально организованного досуга учащихся, когда оно освобождено от предметной цели и
когда содержанием и целью деятельности становится общение с другим человеком как ценностью.

Важно заметить, что перечисленные виды деятельности ока­зывают и обратное влияние на
содержание общего образования, т. е., в свою очередь, они выступают существенным источником его предметного наполнения.

Опыт творческой деятельности как компонент содержания об­щего образования и базовой культуры личности призван обеспе­чить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Его специфика состоит в том, что он не совпадает с содержанием первых двух компонентов. В противном случае, приобретя любым способом знания и умения, каждый человек был бы подготовлен к творче­ской деятельности. Однако ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, освоенные по образцу, не могут обес­печить развития творческих возможностей человека.

Опыт творческой деятельности человечество накапливало по­степенно. И хотя не во всякой деятельности он формируется и проявляется, творчеству можно научить, но по-иному, чем научают знаниям и умениям.

Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в следующем:

– самостоятельном переносе знаний и умений в новую ситуацию;

– видении новой проблемы в знакомой ситуации;

– видении структуры объекта и его новой функции;

– самостоятельном комбинировании известных способов деятель­ности в новый;

– нахождении различных способов решения проблемы и альтер­нативных доказательств;

– построении принципиально нового способа решения пробле­мы, являющегося комбинацией известных.

Черты творческой деятельности проявляются не одновремен­но при решении той или иной проблемы, а в различном сочета­нии и с разной силой. В самом характере творческой деятельности заключена та особенность содержания данного элемента базовой культуры личности, которая
состоит в том, что для ее осуществ­ления нельзя указать систему действий. Эти системы создаются самой личностью.

Опыт отношений личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности может быть рассмот­рен как система мотивационно-ценностных и эмоционально-во­левых отношений. Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, хотя он и предполагает их, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. О значимости этого компонента содержания общего образования писал К.Д. Ушинский: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования».

Эмоции и чувства всегда содержательны и являются особой формой отражения действительности. Культура чувств, подлежа­щая воспитанию у учащихся, не совпадает с культурой мышле­ния, с объемом и системностью знаний. Это особый феномен — следствие социального развития человека. Опыт отношений чело­века вместе со знаниями и умениями выступает условием форми­рования системы ценностных ориентации, идеалов, а в конечном счете – и мировоззрения личности.

Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозмож­ны, творческая деятельность осуществляется на основе опреде­ленных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения. Пока человек только знает о нормах поведения, даже ведет себя как принято, но делает это вопреки отрицательной оценке этих норм или при равнодушии к ним, его нельзя считать воспитанным.

Пока человек только осведомлен о мировоззренческой идее, использует ее для объяснения каких-либо явлений действитель­ности, но не убежден в ее истинности и, следовательно, эта идея не вызывает в нем эмоционального отношения, до тех пор она не становится частью его мировоззрения, выступающего критерием образованности и воспитанности личности.

Научное мировоззрение личности, являющееся следствием освоения содержания образования, характеризует высокий уро­вень ее развития. Однако усвоение мировоззренческих знаний само по себе еще не обеспечивает прочности мировоззрения личности. Необходима и глубокая внутренняя убежденность в истинности того или иного знания. Суть убеждений заключается не только в знании, но и во внутренней потребности поступать, действовать именно так, а не иначе.

Мировоззрение личности представляет собой совокупность по­ложений и идей, теоретических принципов и ценностных ориен­таций, которыми человек сознательно руководствуется в истол­ковании явлений окружающей действительности и которые опре­деляют содержание, направление и характер его преобразующей деятельности. Научным считается мировоззрение, которое харак­теризуется такими чертами, как диалектичность, историчность, эволюционность. Оно обосновывает человеческое бытие законами развития природы и общества. Такое мировоззрение отражает на­учную картину мира, складывающуюся на основе обобщений со­временных концепций развития природных и социальных явле­ний. Образ научной картины мира позволяют формировать все учебные дисциплины, но в особенности — обобщающие (обще­теоретические). Однако в силу
названных черт мировоззрение лич­ности не может раз и навсегда быть связанным с признанием какого-то одного образа мира.

Мировоззрение личности имеет свою структуру, которая мо­жет быть представлена тремя компонентами. Прежде всего сле­дует выделить такую его часть, как мироощущение, проявляющееся уже в раннем детстве. Второй компонент — знания (миропонимание) как система наиболее общих понятий о действительно­сти. При этом мировоззрение будет истинным в том случае, если научными, истинными являются знания. Однако недостаточно освоить научные знания, необходимо еще верить в их истин­ность, т.е. иметь убеждения. Это третья структурная часть миро­воззрения. Убежденностью вообще называют уверенность в истин­ности или ложности каких-либо представлений, мыслей, идей. Убеждения важны для осуществления любого вида деятельности.

Знания и убеждения — не одно и то же. Знания, взгляды объек­тивно бывают либо истинными, либо ложными. Что касается убеж­дений, то они не бывают ни истинными, ни ложными, а только существуют или не существуют. Убеждение есть не истина, а при­знание или непризнание истины. Когда ложь принимается за ис­тину, то имеет место слепая вера.

Человека, имеющего устойчивые убеждения, называют идей­но убежденным. В зависимости от того, какие идеи, знания лежат в основе убеждений, различают политические, нравственные, на­учные убеждения, а также эстетические пристрастия. Идейная убежденность — это интегральная характеристика сознания чело­века, означающая его приверженность к определенной идее, ис­ходя из которой он совершает свои поступки и руководствуясь которой живет. Идейная убежденность выражается в направлен­ности личности, ее гражданской позиции и социальной зрелости.

Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования, следствием
освоения которого становится мировоз­зрение личности, позволяют вычленить критерии отбора основ наук, изучаемых в современной российской средней школе:

– целостное отражение в содержании общего образования за­дач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

– научная и практическая значимость содержания, включаемо­го в основы наук;

– соответствие сложности содержания учебных предметов ре­альным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

– соответствие объема содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;

– учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

– соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.



Оглавление
Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе и дидактические процессы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Cодержание образования как основа базовой культуры личности
Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе
Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»
Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»
Особенности дидактических процессов
Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов
Субъекты дидактического взаимодействия
Этапы дидактических процессов
Характерные особенности подготовки
Образование, развитие и воспитание в дидактических процессах
Типовой «шаг» дидактических процессов
Развитие деятельности преподавания и учения
Цикличность дидактических процессов
Все страницы