Характерные особенности подготовки

Физиологические. Проявляются в процессе формирования двигательных координаций, необходимых для усвоения основного двигательного действия; учащиеся выполняют отдельные движения, представляющие его своеобразные субструктуры. Так формируются функциональные системы субструктур его основного двигательного действия (мотивация, афферентный синтез, решение, возникновение программ и акцептора действия обратной афферентации). При этом актуализируется прежний двигательный опыт, из аппаратов памяти возникают чувственные образы (сведения о движущихся частях тела, о временных, пространственных и динамических характеристиках и т.д.). Одновременно формируется система дополнительных двигательных условных рефлексов, которых не оказалось в двигательном опыте учащегося, но необходимых для успешного усвоения двигательного действия.

Таким образом, физиологические особенности подготовки на этом этапе заключаются в формировании базы частных двигательных координаций или их отдельных элементов.

Психологические. У учащихся формируются частные двигательные умения, своеобразные субсистемы, возможные компоненты программы деятельности по усвоению основного двигательного действия. Происходит направленное развитие интересов и потребностей, нацеленных на формирование в последующем доминирующей мотивации, сильного стимула для усвоения основного движения. Одновременно развиваются волевые качества, необходимые для возникновения решения действовать.

Педагогические особенности связаны с психолого-физиологическими характеристиками и обусловливают необходимость педагогической диагностики, обоснования цели, задач этапа,
выбора оптимальных средств, форм, методов их решения. Наибольшая трудность для учителя – определить, когда следует начать подготовительную работу, как выявить учебные возможности и навыки учебного труда учащихся по предмету «Физическая культура».

В зависимости от этих и других факторов при разработке документов перспективного (годового) и оперативного (четвертного), поурочного (текущего) планирования педагог определяет продолжительность подготовительного периода.

Следует иметь в виду, что подготовительную работу педагог ведет параллельно с решением основных образовательных задач во время изучения основного учебного материала. Значит, между ними должна быть и определенная дидактическая взаимосвязь. При этом необходимо дифференцировать педагогические воздействия, поскольку велик диапазон колебаний показателей учебных возможностей школьников по предмету «Физическая культура». Учителю приходится чаще использовать индивидуально-групповые формы взаимодействия.

Цель этапа – обеспечить готовность учащихся класса усвоить технику предстоящего изучения двигательного действия.

Задачи:

1) определить возможности школьников усвоить изучаемое двигательное действие;

2) выявить основные группы учащихся, чтобы дифференцировать процесс обучения;

3) отобрать рациональные средства, формы и методы дифференцирования учебно-воспита-тельного процесса на данном этапе;

4) сформировать у учащихся базовые двигательные координации, необходимые для создания двигательного умения выполнить изучаемое физическое упражнение в целом по общей схеме;

5) развивать двигательные качества, доминирующие в двигательном действии до требуемого уровня.

Количество и последовательность педагогических задач данного этапа могут варьировать в зависимости от координационной сложности двигательного действия, особенностей учащихся, материально-технической базы школы и личного опыта учителя физической культуры.

Рекомендуемые методы обучения:

словесное воздействие (краткие рассказы о прикладном значении двигательного действия, беседы, ориентированные на формирование нужной мотивации, обобщенные объяснения, словесные инструкции);

упражнения (общеразвивающие, подготовительные и подводящие).

Показ физического упражнения будет полезным из группы методов обеспечения наглядности.

Второй этап. Формирование умения выполнять двигательное действие по общей схеме. На основе знаний и ранее сформированных базовых двигательных координаций учащиеся должны уметь выполнить двигательное действие в целом, соблюдая основу типовой техники.

Характерные особенности подготовки.

Физиологические: иррадиация коркового возбуждения, недостаточность тормозных реакций, что вызывает неточность движения и неустойчивость ритма. Возможное проявление защитных реакций, в результате чего ограничивается амплитуда движений, и они становятся скованными. Ограниченность сенсорного анализа и коррекции движения, значительное напряжение нервной системы вызывает сравнительно быструю утомляемость. Это приводит к неустойчивости движений и искажениям их структуры при повторных выполнениях.

Психологические: недостаточное осознание двигательных ощущений, динамических характеристик двигательного действия, слабое знание основ техники, ошибочное субъективное восприятие структуры выполняемого действия.

Педагогические. Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизировано. Сознание участника загружено контролем каждого движения, работа выполняется нерационально и на фоне выраженного утомления. Способ решения двигательной задачи не определен, продолжается поиск оптимального решения. Поэтому при выполнении двигательного действия могут возникать искажения пространственных, временных и динамических характеристик изучаемой техники. Появляется необходимость разучивать движение по звеньям (элементам, субсистемам), чтобы в дальнейшем овладеть общим ритмом двигательного действия. Важно предупредить возникновение ошибок и их закрепление при повторном выполнении движения.

Цель этапа – обеспечить усвоение двигательного действия, умение выполнить его, соблюдая общий рисунок, схему.

Задачи:

1) создать представление об изучаемом двигательном действии;

2) сформировать у учащихся установку – овладеть двигательными действиями;

3) выполнить двигательное действие по частям;

4) овладеть общим ритмом действия;

5) определить типичные затруднения учащихся при выполнении двигательного действия;

6) устранить грубые ошибки.

Рекомендуемые методы обучения:

словесное воздействие (объяснение способа решения двигательной задачи, знакомство с
основными элементами техники, инструктаж о последовательности выполнения, постановка вопросов учащимися);

наглядные методы (показ двигательного действия в замедленном темпе и по элементам,
демонстрация типичных ошибок, характерных для данного упражнения обеспечения);

упражнения (подводящие и имитационные физические упражнения, разучивание двигательного действия по элементам с последующим объединением их в целостное физическое
упражнение, предписывание алгоритма движений);

Основное внимание на этом этапе обращается на формирование правильного представления об изучаемом двигательном действии.

Третий этап. Формирование двигательного навыка. На этом этапе необходимо сформировать способность учащегося выполнить двигательное действие с акцентом внимания на условия и
результат действия.

Характерные особенности подготовки.

Физиологические – многократное, повторное выполнение двигательного действия при наличии внутренней и внешней корректирующей информации позволяет систематически уточнять афферентный синтез, программу и акцептор действия и обратной афферентации. Процесс возбуждения концентрируется в соответствующих двигательных центрах; уточняются тормозные реакции. Специализируются условные рефлексы; формируются двигательные дифференцировки. Движения с каждым разом все больше автоматизируются, и устанавливается системность протекания нервных процессов. Ведущую роль в управлении движениями играет двигательный анализатор.

Психологические. В процессе уточнения структуры двигательного действия осознанными становятся его временные, пространственные и динамические характеристики. Расширяются возможности осознанной коррекции в реализации программы действия; уточняются двигательные представления и ощущения; формируется установка на усвоение изучаемого двигательного действия. Развиваются необходимые для решения двигательной задачи волевые качества.

Педагогические. В процессе дидактического взаимодействия у учащихся формируется способность выполнить двигательное действие сравнительно легко, как бы автоматически, сосредоточив внимание лишь на результате. Углубляется понимание его техники, осознаются и уточняются временные, пространственные и динамические характеристики; устраняются искажения в технике исполнения. Деятельность взаимодействующих сторон приобретает характер взаимодействия.

Цель этапа – сформировать умение учащихся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом, с соблюдением соответствующих временных, динамических и пространственных характеристик.

Задачи:

1) добиться детального усвоения отдельных элементов техники в процессе целостного выполнения изучаемого двигательного действия;

2) устранить типичные ошибки, допускаемые учащимися при усвоении техники данного двигательного действия (указать, какие именно);

3) обеспечить правильное выполнение двигательного действия с соблюдением его ритмических характеристик;

4) то же, но с соблюдением характерных динамических и пространственных параметров.

Рекомендуемые методы обучения.

Упражнения: а) многократное повторное выполнение двигательного действия в целом с
акцентом внимания на детальное усвоение отдельных его элементов;

б) то же, но с изменением привычных при предыдущих повторных выполнениях внешних
условий;

в) выполнение более сложного варианта движения;

г) эпизодическое выявление отдельных элементов, фаз движений в целях их детализации;

д) выполнение упражнения с проговариванием про себя;

е) выполнение упражнения с проговариванием вслух (с комментариями о последовательности операций или о качестве выполнения).

Наглядные методы: фото- и киноматериалы (визуальные), чертежи, схемы, макеты, их демонстрация с акцентом внимания на отдельные элементы или изолированный показ в замедленном темпе (если это возможно) этих фаз или элементов.

Словесное воздействие (взаимоанализ учителя и учащихся, обсуждение учащимися). Срочная информация должна быть предельно конкретной, немногословной, но понятной. Обычно она
выражается одним словом, к примеру: «да», «нет», «хорошо», «плохо», «выше», «ниже», «быстрее», «резче», «сильнее», «удар», «рывок», «спокойно». Такая информация имеет ярко выраженный индивидуальный оттенок и нацелена на устранение неточностей. Эту информацию можно
назвать срочной на уроках физической культуры.

Словесные воздействия в перерывах между повторными упражнениями представляют собой отсроченную информацию. Она передается группе учащихся или отдельным школьникам в процессе разбора, анализа качества выполнения, обсуждения с учащимися. Кроме того, здесь приемлемы самоотчеты, взаимоотчеты, взаимообсуждения, идеомоторная тренировка.

Возможны такие приемы, которые мы ранее отнесли к группе методов упражнения, как
выполнение двигательного действия с ранее проговариванием про себя или вслух.

Четвертый этап. Закрепление освоенного двигательного действия (после того как двигательный навык сформирован в соответствии с типовой техникой).

На этом этапе должно быть достигнуто стабильное выполнение двигательного действия,
которое было предметом изучения в предшествующий период. Условия, которые сопутствовали формированию навыка выполнения данного двигательного действия, не меняются. Учащихся
нацеливают на приобретение «запаса прочности» в воспроизведении техники изучаемого движния: выполнять его свободно и за меньшее время, сконцентрировав внимание в
основном на ритме действия, моментах приложения основных усилий и конечном результате.
Несколько увеличиваются объем и интенсивность физической нагрузки.

Характерные особенности подготовки

Физиологические. Они обусловлены закреплением выработанной функциональной системы на уровне динамического стереотипа корковой деятельности. Афферентный синтез сокращается вплоть до «пусковой афферентации», сужается обратная афферентация. Управление движениями осуществляется в основном по сигналам двигательного анализатора, повышается устойчивость нервной системы к утомлению. Достигаются прочность следов выработанных двигательных координаций и долговременность их сохранения.

Психологические. Они связаны с частичным освобождением сознания от излишнего напряжения по управлению движениями. На этом этапе сознание контролирует лишь наиболее важные звенья двигательного действия и его результат. Однако это не означает, что повторно выполняемые (закрепляемые) двигательные действия становятся бессознательными, они иначе осознаются. На этом этапе формируются тонкие, специализированные ощущения, связанные с закрепляемым двигательным навыком. Повышается устойчивость действия к сбивающим факторам внешней и внутренней среды. Педагогические:

а) закрепление изученного двигательного действия в процессе многократного его выполнения. Без повторения невозможно образовать двигательные навыки, довести выполнение движения до автоматизма, достичь стабильности техники, приобрести в ней запас прочности.

По мере углубления и закрепления двигательного действия количество повторений увеличивается. В дальнейшем повторное исполнение сопряжено с сокращением интервала отдыха между упражнениями.

Существует мнение, что количество повторений необходимо оптимизировать. Теория обучения в физическом воспитании не располагает рекомендациями, хотя бы усредненными данными об оптимальном количестве повторений на разных этапах обучения, по годам обучения (классам) и по конкретным разделам школьной программы (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и др.) по физической культуре. Как известно, результативность обучения зависит от количества
повторений изучаемого движения. Однако оно не должно быть чрезмерным. Оптимальным следует считать такое число повторений, которое дает ожидаемый педагогический эффект (развитие
качеств, воспроизведение техники). Если же результаты выполнения движения ухудшаются,
повторять упражнение не следует;

б) нацеленность деятельности учителя и учащихся на дальнейшую детализацию техники
закрепляемого двигательного действия, поиски путей для ее вариативного исполнения, если такая возможность намечается.

Цель этапа – достичь стабильности выполнения двигательного действия при повторных
упражнениях.

Задачи:

1) добиться стабильности исполнения изучаемого двигательного действия с акцентом на воспроизведение его характерного ритма, динамических или пространственных характеристик;

2) сохранить стабильность воспроизведения техники физического упражнения при многократных повторениях, на 1/3 превышающих привычный для учащихся объем физической нагрузки;

3) сохранить стабильность техники при повторном выполнении и сокращении обычного
интервала отдыха между упражнениями и др.

Рекомендуемые методы обучения:

упражнения (многократное выполнение двигательного действия с дифференцированием объема и интенсивности физической нагрузки и изменением привычных условий);

словесное воздействие (идеомоторная тренировка, обсуждение результатов выполнения с учителем и между учащимися; выполнение движения с проговариванием про себя и вслух);

наглядные методы (демонстрация кино- и видеозаписей, вычленение отдельных элементов и их замедленный показ, показ схем, кинограмм, рисунков, макетов и других полезных материалов).

На этом этапе, как и на всех предыдущих, комплексно применяются все группы методов.
Методы обучения почти интегрируются с методами развития двигательных качеств. На данном этапе важное место отводят идеомоторной тренировке.

Пятый этап. Формирование умения использовать знания, двигательные и инструктивные
навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом и в практической деятельности.
Этот этап вводится в соответствии со спецификой цели, задач и содержания образования по предмету «Физическая культура». В настоящее время активизировалась работа по обоснованию содержания, форм, методов организации самостоятельных занятий школьников
физической культурой и спортом (Г.Б. Мейксон, В.Н. Шаулин и др.). Один из путей кардинального решения этой проблемы – ее отражение в содержании и структуре процесса обучения по
физической культуре. В механизмах функционирования процесса обучения есть не только внешние воздействия учителя на учащихся, но и самовоздействия личности: самообучение, самовоспитание, самосовершенствование.

Сущность этапа выражена в целенаправленном и систематическом включении изучаемых на уроках физической культуры двигательных действий в содержание самостоятельной физкультурной деятельности учащихся различных форм. Это могут быть внепредметные (внеурочные) занятия в общеобразовательной школе, внешкольные формы организации, включая неформальные группы и объединения. На этом этапе необходимо освоить двигательный навык настолько, чтобы он приобрел оттенок индивидуальной техники исполнения и мог быть использован вариативно.

Завершающий этап дидактических процессов по физической культуре, на котором приобретаются двигательные умения высшего порядка, выступает в качестве своеобразного «блока» для организации физкультурной деятельности учащихся, формирования видов такой деятельности.

Характерные особенности подготовки

Физиологические. Формирование функциональной системы отдельных элементов «блоков» физкультурной деятельности учащихся.

Двигательный навык приобретает вариативный характер, индивидуализируется и адаптируется к различным условиям внешней среды, включается как элемент в формирующуюся или модернизирующуюся функциональную систему.

Функциональная система, связанная с образованием навыка конкретного двигательного действия, в данном случае включается в функциональную систему деятельности или его элемента, «блока», что, возможно, потребует частичной перестройки уже закрепленного или формирующегося динамического стереотипа.

Психологические. Расширение представлений учащихся о своих двигательных способностях и деятельности, элементом которой становится конкретный двигательный навык. На этом этапе предъявляются довольно высокие требования к волевой сфере учащихся, что связано с необходимостью самостоятельно использовать изученное двигательное действие. Осуществляется интеграция специальных знаний, инструктивных навыков и умений с двигательным навыком и подчинение этого объединения деятельности или его элементу.

Педагогические:

а) слияние теоретической и двигательной подготовки с элементами физкультурной деятельности учащихся. Такая интеграция может быть частично реализована на уроках (например, в спортивных, элементарно-спортивных и подвижных играх, единоборствах и других индивидуальных видах деятельности), в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня, во время внеклассных, внешкольных занятий физической культурой, включая самостоятельные – в
быту;

б) возможность устанавливать функциональные связи между всеми формами организации
физического воспитания, между компонентами педагогических систем (цель, содержание, формы организации, методы реализации и др.). К примеру, комплексы общеразвивающих физических упражнений, изучаемые на уроках, могут быть рекомендованы для гимнастики, проводимой до начала занятий в школе, и утренней гимнастики в семье, интернатах, местах труда и отдыха. Подводящие, подготовительные и основные физические упражнения могут выполняться как в школе, так и вне школы.

Включение этого этапа повышает результативность комплексных программ физического воспитания школьников.

Цель этапа – формировать умение использовать специальные знания, двигательные и инструктивные умения в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

Задачи:

1) положительная мотивация, связанная с самостоятельными занятиями физической культурой и спортом;

2) формирование убеждения в прикладной ценности двигательных действий, рекомендуемых для обогащения содержания физкультурной деятельности;

3) знание инструктивно-методической направленности (место) двигательного действия в структуре других элементов деятельности, профилактика травматизма, объем и интенсивность
физической нагрузки, сведения о самоконтроле, последовательность выполнения физических
упражнений на занятиях индивидуальных и групповых и т.д.);

4) формирование инструктивных навыков;

5) формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля; необходимость научить школь-ников самоанализу и самооценке результатов своей деятельности.

Рекомендуемые методы обучения:

стимулирование и мотивация (беседы, рассказы, объяснения, дискуссии, просмотр видеофильмов, посещение кинотеатров, где демонстрируются фильмы о выдающихся спортсменах, об использовании физической культуры для лечения, восстановления организма, развития личностных качеств человека и др.; чтение статей периодической печати с последующим обсуждением в классе, группе учащихся, самостоятельное чтение художественных и публицистических материалов);

организация и осуществление физкультурной деятельности учащихся (беседы, объяснения, инструктирование команды, распоряжения, указания, предъявляемые в виде частной и письменной информации);

наглядные методы: показ способа выполнения элемента деятельности, просмотр видео- и
художественных фильмов, буклетов и другой визуальной информации; практические методы в виде организации выполнения элементов или деятельности в целом);

контроль и самоконтроль (частные и письменные), наблюдение и самонаблюдение, организация контрольных испытаний и самоконтроль, зачет, экзамены и т.д.

Для реализации задач данного этапа необходимо обновление Положения о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ, утратившего силу в связи с ликвидацией союзных органов образования.

Таким образом, в структуре дидактических процессов этапы – это «шаги» процесса обучения, его взаимосвязанные и взаимозависимые звенья в органическом единстве и функциональной целостности (рис. 2).


Рис. 2. Структурно-логическая схема дидактических процессов по предмету

«Физическая культура» (по Ю.Д. Железняку, В.М. Минбулатову, 2004)

«Шаг» процесса обучения - функциональная единица, образующая циклы технологии учебного процесса различной продолжительности. Например, урок, система, учебная четверть,
семестр, учебный год, ступень школы.



Оглавление
Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе и дидактические процессы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Cодержание образования как основа базовой культуры личности
Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе
Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»
Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»
Особенности дидактических процессов
Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов
Субъекты дидактического взаимодействия
Этапы дидактических процессов
Характерные особенности подготовки
Образование, развитие и воспитание в дидактических процессах
Типовой «шаг» дидактических процессов
Развитие деятельности преподавания и учения
Цикличность дидактических процессов
Все страницы