Урок в процессе обучения физической культуре

На протяжении многих десятилетий понятие урок определялось как основная форма организации учебно-воспитательного процесса по той или иной дисциплине в общеобразова-тельной школе. Указывались признаки, которые его отличали от других форм организации учебной и воспитательной работы: постоянство состава учащихся, регламентированность содержания, продолжительности, места и времени проведения, обязательность посещения, ведущей роли учителя и др.

Однако указание на то, что урок – основная форма организации учебного процесса, лишь частично раскрывало сущность данного понятия. Функции урока в структуре процесса обучения остаются как бы вне определяемого понятия. Из дефиниции выпадал основной признак определяемого предмета. Только проникновение в глубь процесса обучения, выделение его структурного элемента, «шага», позволило выявить функциональную взаимосвязь урока как организационной формы и процесса обучения.

«Шаг» дидактических процессов содержит в себе виды непосредственного и опосредованного взаимодействия учителя и учащихся, которые соответственно объединяют 4-е и 5-е (непосред-ственное взаимодействие) и остальные четыре (1, 2, 3, 6-е) звена.

Четвертое и пятое звенья реализуются непосредственно на уроке физической культуры – непосредственное дидактическое взаимодействие педагога и коллектива класса, направленное на достижение частичной, но завершенной цели обучения. Получение частичной цели обеспечивает сдвиг, равный реально достигнутой цели, – перевод взаимодействующих сторон (учителя и учащихся) с одного уровня обученности на другой, более высокий.

В данной трактовке урок физической культуры может быть условно принят за один микроцикл функционирования учебно-воспитательного процесса, образующий впоследствии циклы сравнительно больших уровней – недельные, месячные, четвертные, полугодовые, годичные, ступенчатые (I–IV, V–IX, X–XI классы) и одиннадцатилетние (большие макроциклы).

Урок физической культуры - ограниченная во времени единица учебно-воспитательного процесса, ориентированная на достижение частичной цели предмета «Физическая культура».

Такая интерпретация урока физической культуры согласуется с тенденцией, наметившейся в общей дидактике, определить урок как элемент процесса обучения.

Урок физической культуры отличается от уроков по другим дисциплинам специфичностью функций, целей, задач данного предмета, связанной с этим особенностью содержания, формами организации деятельности учащихся, методами обучения, воспитания и развития, комплексным характером их применения. На уроках физкультуры реализуются во взаимосвязи и взаимозависимости образовательно-инструктивные, оздоровительно-рекреационные и воспитательно-развивающие задачи. Учебно-воспитательный процесс проходит дифференцированно с учетом особенностей возраста, пола, физического развития, состояния здоровья, двигательной подготовленности учащихся. Уроки могут быть организованы на площадках, в спортивных залах, бассейне, на местности при различных температурных режимах с использованием специального инвентаря и оборудования.

Таким образом, урок физической культуры, будучи основной формой организации учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине, выступает как один из элементов дидактической системы, представленный в структуре дидактических процессов.



Оглавление
Дидактические принципы предмета «Физическая культура». Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Характеристика принципов
Иерархия принципов в системе физического воспитания
Общие социальные принципы воспитательной стратегии общества
Общеметодические принципы
Принцип научности
Принцип сознательности и активности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип наглядности
Принцип прочности и прогрессирования
Правила использования принципа прочности и прогрессирования
Принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями
Принципы развития физических способностей
Урок как форма организации дидактических процессов
Урок в процессе обучения физической культуре
Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе
Форма организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры
Дозирование физических нагрузок на уроке
Требования к уроку физической культуры в школе
Методика урока физической культуры в школе
Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе
Все страницы