Требования к уроку физической культуры в школе

В связи с тем, что урок физической культуры – основная форма организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, от его качества и результативности во многом зависит успешное решение широкого круга задач, поставленных перед школой и системой физического воспитания. Поэтому в общей и частных дидактиках выделен ряд требований, предъявляемых к уроку. Они могут быть скорректированы, дополнены и частично изменены в соответствии с доминирующими на разных этапах развития общества направленностью, целями и задачами деятельности самой общеобразовательной школы и школьного звена государственной системы физического воспитания.

Самые общие требования, которые остаются неизменными на протяжении всего периода существования школьного звена системы физического воспитания, – соответствие содержания урока принципам дидактики и системы физического воспитания.

Дидактические принципы:

- содержание обучения должно быть научным, доступным, тесно связанным с социальной практикой общества, систематичным и последовательным;

- на уроках должны быть обеспечены активность и сознательность усвоения школьниками учебного материла;

- в преподавании следует оптимально сочетать словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые методы;

- обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемого, единство обучения, воспитания и развития школьников.

Поэтому для современного урока прежде всего характерно комплексное планирование задач формирования знаний, практических умений, воспитания идейно-нравственных качеств личности, развития интеллекта, воли, эмоций, способностей школьников. Исходя из этого, учитель физической культуры должен намечать на уроке задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера.

Таковы общедидактические требования к уроку физической культуры.

Частнодидактические требования к уроку физической культуры:

1. Образовательная направленность, обеспечение физкультурной образованности школьников при обязательной воспитательной направленности. Это значит, что процесс формирования системы теоретических сведений (знаний), двигательных навыков, умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями и развития двигательных качеств одновременно направлен на укрепление здоровья учащихся и формирование их мировоззрения и убеждений.

2. Планомерность реализации цели, образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, т.е. на каждом уроке решаются конкретные и заранее намеченные задачи, представляющие собой систему задач для достижения конечной или поэтапной цели обучения, воспитания и оздоровления детей в соответствии с программой. Учебно-воспитательная работа должна быть дифференцирована с учетом коллективных и индивидуальных особенностей учащихся класса, быть доступной для выполнения, в меру индивидуализированной и требующей определенных усилий, вызывать положительные эмоции. Результаты урока, так же как его цели и задачи, должны быть доведены до учащихся и осознаны ими.

3. Урок физической культуры независимо от его педагогических целей и задач должен быть подчинен целям нравственного воспитания, конкретные задачи которого решаются попутно, в единстве со специфическими, в соответствии со складывающимися условиями (или специально созданными). Аналогичным путем решаются задачи эстетического воспитания.

4. Учебная деятельность учащихся должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления. Физические и интеллектуальные усилия должны варьироваться по интенсивности так, чтобы обеспечить максимально возможную занятость, оптимальный уровень работоспособности занимающихся на протяжении всего урока.

5. Содержание урока должно соответствовать конкретным особенностям каждого класса. Отсюда вытекает необходимость систематически изучать учащихся. Если учитель располагает сведениями о состоянии здоровья, физическом развитии и подготовленности своих учеников, ему следует дополнительно выяснить, каковы их общественная активность, отношение к учебе вообще и физической культуре в частности, ведущие интересы, склонности, навыки учебного труда, успеваемость, волевые и моральные качества, работоспособность и влияние на них микро-и макросреды и др., т.е. все основные компоненты структуры личности школьников. Без систематического изучения учащихся невозможно конкретизировать цели, задачи, содержание, методы урока физической культуры.

Разнообразие приемов организации урока, методов обучения и воспитания в рамках цели и задач каждого урока. Здесь недопустимы шаблон, использование узкого круга приемов организации, средств и методов обучения и воспитания.

Формирование навыков самостоятельности при занятиях физическими упражнениями. Самостоятельная работа учащихся выступает и как форма организации занятия, и как способ деятельности учащихся по решению определенных задач. Основная, специфическая цель самостоятельной работы заключается в формировании самостоятельности.

Исходным признаком самостоятельной работы является деятельность учащихся без посторонней помощи или при сравнительно небольшой помощи.

Степень самостоятельности зависит от возрастных и познавательных возможностей учащихся, содержания учебного материала.

У детей младшего школьного возраста самостоятельность в первую очередь проявляется в подражательной, воспроизводящей деятельности. В среднем и старшем школьном возрасте самостоятельная работа проводится:

1) с различными источниками знаний — учебником, учебными и наглядными пособиями по физической культуре;

2) с практическим учебным материалом, представленным в учебных карточках-заданиях, упражнениях-заявках, контрольно-обучающих заданиях, обучающих программах, составленных по принципу алгоритмических предписаний и др.

Самостоятельная работа с учебными и наглядными пособиями по физической культуре проявляется в ответах учащихся (после чтения текста, рассмотрения наглядного пособия) на вопросы преподавателя или программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний).

В учебных карточках-заданиях перечисляются упражнения (на закрепление ранее изученных двигательных действий, для общефизической подготовки), которые каждый занимающийся выполняет за урок (или за несколько уроков). Успешная работа по карточкам возможна в случае полного взаимопонимания преподавателя с учащимися и наличия хорошей материально-технической базы. Это позволяет учащимся заниматься, не мешая друг другу и не ожидая своей очереди к тому или иному снаряду.

Суть упражнений-заявок заключается в том, что занимающимся предлагается упражнение, для успешного выполнения которого необходимо проявить смекалку, определенную сноровку, с целью реализации своих двигательных возможностей.

Контрольно-обучающие задания (установки-задания) направлены на самостоятельную творческую деятельность учащихся с учетом задач урока. Они разрабатываются для каждого класса, урока, этапа обучения. На уроках физической культуры применяются следующие контрольно-обучающие задания: а) по формированию двигательных умений и навыков; б) по общей и специальной физической подготовке; в) по осмыслению рациональных форм организации двигательных действий, целесообразности тактических приемов в индивидуальных и групповых упражнениях, в играх и состязаниях.

Первая часть заданий носит обучающую направленность (например, из разрозненных упражнений, предложенных для разминки, составить комплекс с соблюдением их последовательности), вторая часть - контрольную направленность (например, по составленному комплексу провести разминку с классом).

Обучающие программы алгоритмического типа содержат в себе комплекс взаимосвязанных учебных заданий последовательно нарастающей сложности и направленных на постепенное подведение учащихся к успешному освоению двигательного действия. Комплекс состоит из
5–6 серий учебных заданий. Первая серия содержит упражнения, направленные на повышение уровня физической подготовленности учащихся, необходимого для овладения изучаемого двигательного действия. Вторая - упражнения на освоение исходного положения (или основного элемента) изучаемого двигательного действия. Третья - упражнения, с помощью которых изуча-ются действия, обеспечивающие выполнение изучаемого движения. Четвертая и пятая серии – упражнения, связанные с обучением отдельным частям (элементам) техники двигательного действия. Шестая серия - упражнения, направленные на совершенствование техники.

При подготовке учащихся к самостоятельной работе следует дать им четкие указания об объеме и содержании предстоящей самостоятельной деятельности, о ее целях, а также о технике выполнения (если эта техника им еще неизвестна), т.е. проинструктировать учеников о том, что делать и как выполнять задание.

Основным средством контроля за самостоятельным выполнением физических упражнений являются ответы и двигательные действия учащихся, а также аналитическая деятельность преподавателя по определению степени их правильности, числа и характера ошибок. Логическим завершением педагогических усилий по формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности на уроке становится разбор при подведении итогов всей или части проделанной работы, выявление их достижений, определение правильности и характера их дальнейших учебных действий.

Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся весьма важно, чтобы в учебном процессе наряду с внешней существовала внутренняя обратная связь. Под ней подразумевается та информация, которую учащийся сам получает о ходе и результатах своей работы. Одной из возможностей создания внутренней обратной связи при самостоятельной работе является использование элементов самоконтроля и самопроверки.

Показателями уровня развития навыков самоконтроля являются способности учащихся самостоятельно соотносить свои действия при выполнении физических упражнений и их результаты с поставленными педагогом задачами. Весьма важно, чтобы учащиеся определяли недостатки и положительные стороны своей деятельности, представляли мысленно возможные результаты тех или иных изменений в своих действиях, самостоятельно оценивали выполнение заданий.

Самостоятельная работа дает большой эффект, если она связана с образовательно-воспитательными задачами конкретного урока, организуется планомерно и в определенной системе, обеспечивается взаимосвязью одних видов работы с другими (при этом соблюдается преемственность между ними), обусловлена уровнем развития школьников.

Необходимо также учитывать следующие общедидактические и методические требования. Работа проводится под опосредованным руководством преподавателя и занимает не весь урок, а часть его. Материал для самостоятельной деятельности школьников следует подбирать посильным для его выполнения.



Оглавление
Дидактические принципы предмета «Физическая культура». Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Характеристика принципов
Иерархия принципов в системе физического воспитания
Общие социальные принципы воспитательной стратегии общества
Общеметодические принципы
Принцип научности
Принцип сознательности и активности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип наглядности
Принцип прочности и прогрессирования
Правила использования принципа прочности и прогрессирования
Принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями
Принципы развития физических способностей
Урок как форма организации дидактических процессов
Урок в процессе обучения физической культуре
Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе
Форма организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры
Дозирование физических нагрузок на уроке
Требования к уроку физической культуры в школе
Методика урока физической культуры в школе
Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе
Все страницы