Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности вытекает из закономерностей образования, воспитания и развития, которые приобретают особый смысл в дидактических процессах по предмету «Физическая культура». Эффект обучения обусловлен целостностью педагогического процесса, который обеспечивается наличием логически обоснованной иерархии циклов технологии реализации учебно-воспитательного процесса. В этой иерархии каждый цикл имеет собственную педагогическую систему, базирующуюся на взаимосвязанных и взаимообусловленных целях. Данное обстоятельство обеспечивает взаимосвязь средств, форм и методов достижения иерархии целей преподавания предмета «Физическая культура» по вертикали и горизонтали структуры графы целей.

Реализуя этот принцип, учитель разрабатывает систему целей преподавания дисциплины:

- цель предмета на учебный год (каждая параллель классов), включая цели периодов учебного года (четверть, триместр, семестр);

- цель раздела учебной программы;

- цель каждого урока физической культуры.

Адекватно целям может быть обоснована система педагогических задач как конкретизированные направления их (целей) достижения. Соответственно складываются системы содержания и дидактических процессов:

- системность и последовательность деятельностей преподавания и учения, учебного материала, представляющего фрагменты или порции содержания образования, которые во взаимодействии приобретают характер средств его осуществления;

- формы организации взаимодействия учителя и учащихся и методы их реализации.

В преемственности составляющих педагогических систем циклов технологии дидактических процессов и заключается учет принципа последовательности в преподавании предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Единая система уроков складывается из отдельных уроков, которые объединяются в недельные циклы и циклы периодов учебного года, Последние образуют большой цикл – цикл учебного года. При достижении цели каждого отдельно взятого урока физической культуры последовательно реализуются цели учебной четверти, учебного года и в целом преподавания предмета в течение 11–12 лет обучения детей в школе по ее ступеням – начальной, основной и полной средней.

Каждая порция, или фрагмент, содержания образования, которая включена в учебную программу по физической культуре в системе и последовательности изучения школьниками, представляет собой ступеньку, опирающуюся на предыдущее и служащую основанием для последующей. Учебный материал предъявляется для усвоения учащимися последовательно с учетом возрастных возможностей школьников. Учитель применяет систему подводящих и подготовительных физических упражнений.

Принцип систематичности и последовательности в процессе преподавания физической культуры находит свое выражение в построении учебного процесса, регулярности уроков. При этом учитывается обратимость психофизиологических и морфофункциональных сдвигов в организме учащихся, обусловленных активной учебной деятельностью на уроках физической культуры. Положительные изменения в развитии органов и систем школьников, которые были достигнуты в результате активной учебной деятельности на уроке, сглаживаются через 5–7 дней. Для создания кумулятивного эффекта, или накопления позитивных изменений путем наращивания морфологических и функциональных изменений, перерыв между уроками не должен превышать
1–2 дня. В настоящее время, когда в каждом классе общеобразовательной школы увеличено количество уроков физической культуры с двух до трех в неделю, создаются оптимальные возможности для рациональной реализации принципа систематичности и последовательности. Другой аспект обсуждаемого принципа – умение учителя регулировать физические нагрузки на уроке путем его чередования с отдыхом. Это важно для уроков, где доминирующей целью является развитие двигательных качеств или для ее реализации необходимо формирование двигательных навыков и умений. И не столько потому, что нужно обеспечить позитивные сдвиги в морфофункциональном состоянии учащихся, сколько для того, чтобы не допустить негативного воздействия физической нагрузки на растущий организм.



Оглавление
Дидактические принципы предмета «Физическая культура». Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Характеристика принципов
Иерархия принципов в системе физического воспитания
Общие социальные принципы воспитательной стратегии общества
Общеметодические принципы
Принцип научности
Принцип сознательности и активности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип наглядности
Принцип прочности и прогрессирования
Правила использования принципа прочности и прогрессирования
Принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями
Принципы развития физических способностей
Урок как форма организации дидактических процессов
Урок в процессе обучения физической культуре
Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе
Форма организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры
Дозирование физических нагрузок на уроке
Требования к уроку физической культуры в школе
Методика урока физической культуры в школе
Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе
Все страницы