Принцип наглядности

Принцип наглядности – одно из основных инвариантных положений общей и предметных дидактик, включая теорию обучения предмету «Физическая культура». Сущность принципа в отечественной дидактике связывают с одним из постулатов материалистической диалектики, объясняющей природу познания человеком явлений и предметов реальной действенности, в частности, с тезисом В.И. Ленина о том, что данный процесс в своем генезисе и диалектике развивается «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

При рассмотрении дидактических процессов с позиций психофизиологии были обозначены место зрительного образа, его значение в формировании представления о технике изучаемого двигательного действия. Реализация принципа наглядности в ходе дидактических процессов по физической культуре связана с широким применением наглядности, т.е. средств, обеспечивающих восприятие и осознание различных параметров изучаемого двигательного действия, развиваемых двигательных качеств, инструктивных навыков, умений и других разновидностей структуры содержания образования.

Выделяют четыре формы проявления наглядности в обучении двигательным действиям: зрительную, звуковую, словесную и двигательную, которые представляют прямой и косвенный виды осуществления данного принципа.

Зрительная наглядность выражается в передаче учителем учебной информации, которую учащиеся воспринимают через зрительный анализатор. Это показ изучаемого двигательного действия в целом или отдельных его элементов, а также демонстрация рисунков, схем, кинограмм, кинофильмов и других материалов с помощью аудиовизуальных технических средств, включая компьютерную технику.

Звуковая наглядность выражается в передаче учебной информации посредством звука, о характере которой учащиеся заранее осведомлены. Это может быть похлопывание в ладони, постукивание по полу или другим предметам либо использование метронома.

Звуковая наглядность применяется для освоения учащимися ритма, темпа движений, например при разучивании темпа разбега в опорных прыжках в гимнастике или прыжках с разбега в длину и высоту в легкой атлетике. Звуком можно обозначить момент наскока на гимнастический мостик, отталкивания в прыжках с разбега. Звук помогает учащимся соблюдать ритм движения.

Словесная наглядность способствует конкретизации отдельных параметров формирующегося логического образа изучаемого двигательного действия благодаря конкретной словесной информации, которая должна быть немногословной, адресной и на языке, понятном для учащихся.

Двигательная наглядность связана с использованием в процессе обучения двигательным действиям мускульных ощущений, которые помогают формированию у учащихся кинестетичес-кого образа.

При выполнении двигательных действий у учащихся возникают конкретные, поддающиеся прочувствованию мышечные ощущения: понимание (осознание) состава элементов двигательного действия, осознание правильного распределения мышечных усилий, момента приложения максимальных усилий. Все это способствует получению информации, что невозможно лишь при зрительном восприятии.

Прямая наглядность обеспечивается путем непосредственного показа изучаемого двигательного действия учителем или одним из наиболее подготовленных учащихся. К показу учителем изучаемого двигательного действия или комбинации, состоящей из нескольких движений (упражнений), предъявляются следующие требования:

1. Показ должен быть близким к идеальной технике исполнения изучаемого двигательного действия, служить эталоном для воспроизведения его учащимися. Вместе с тем демонстрация техники двигательного действия не должна быть образцовой, чтобы не отталкивать учащихся своей сложностью.

2. Следует больше внимания уделять имитационному показу, который облегчает восприятие основы и деталей техники двигательного действия.

3. Показывая технику выполнения физического упражнения, нужно акцентировать внимание учащихся на ее конкретных элементах двух-трех и больше.

4. Одновременно с демонстрацией эталонной техники выполнения изучаемого двигательного действия необходимо обратить внимание на возможные ошибки, привлекая к показу одного из учащихся, у кого подобные ошибки наиболее заметны, или же используя специально подготовленные рисунки, схемы, где искажения техники обозначены.

5. При показе техники исполнения физического упражнения, его элементов или ошибок наблюдающие должны быть расставлены в удобных для обзора местах спортивного зала, площадки, лыжни.

6. Демонстрацию упражнения учителем или учащимся лучше сопровождать конкретизирующей словесной информацией, что повысит результативность возникновения логического, зрительного и кинестетического образов изучаемого двигательного действия.

Косвенная (опосредованная) наглядность – использование рисунков, схем, кинограмм, аудиовизуальной техники (телевизора, компьютера) для передачи зрительной информации. Для решения этой задачи разрабатываются средства и способы их использования.

Опосредованная наглядность помогает восприятию параметров временных, пространствен-ных и динамических характеристик техники физических упражнений. Это световая или звуковая информация, которая сигнализирует о скорости, частоте, темпе, ритме движений.

В последние годы в практике преподавания предмета «Физическая культура» широко применяются так называемые учебные карточки. В них может содержаться информация о комплексах физических упражнений для решения конкретных прикладных задач: формирования осанки, развития различных групп мускулатуры, быстроты, выносливости, мышечной силы, гибкости, а также подводящие физические упражнения, облегчающие усвоение сложных двигательных действий.



Оглавление
Дидактические принципы предмета «Физическая культура». Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Характеристика принципов
Иерархия принципов в системе физического воспитания
Общие социальные принципы воспитательной стратегии общества
Общеметодические принципы
Принцип научности
Принцип сознательности и активности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип наглядности
Принцип прочности и прогрессирования
Правила использования принципа прочности и прогрессирования
Принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями
Принципы развития физических способностей
Урок как форма организации дидактических процессов
Урок в процессе обучения физической культуре
Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе
Форма организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры
Дозирование физических нагрузок на уроке
Требования к уроку физической культуры в школе
Методика урока физической культуры в школе
Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе
Все страницы