ПРЕДИСЛОВИЕ

В педагогике понятие «принцип» возведено в ранг категории и применяется в сочетании со словами образование, воспитание, обучение, дидактика, дидактический, педагогический.

Обсуждение принципов педагогической системы по предмету «Физическая культура» бази-руется на общепедагогических аспектах интерпретации данной категории. В системе физического воспитания используются в качестве руководящих положений общесоциальные, общеметодические и специфические принципы: принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями и принципы развития физических способностей.

На протяжении многих десятилетий понятие урок определялось как основная форма органи-зации учебно-воспитательного процесса по той или иной дисциплине в общеобразовательной школе. Указывались признаки, которые его отличали от других форм организации учебной и воспи-тательной работы: постоянство состава учащихся, регламентированность содержания, продолжи-тельности, места и времени проведения, обязательность посещения, ведущей роли учителя и др.

Однако указание на то, что урок – основная форма организации учебного процесса, лишь частично раскрывало сущность данного понятия. Функции урока в структуре процесса обучения остаются как бы вне определяемого понятия. Из дефиниции выпадал основной признак определяемого предмета. Только проникновение в глубь процесса обучения, выделение его структурного элемента, «шага», позволило выявить функциональную взаимосвязь урока как организационной формы и процесса обучения.

Методика учебного предмета рассматривается как педагогическая наука, исследующая закономерности обучения по определенному учебному предмету, как частная дидактика. С учетом того, что в состав многих учебных предметов могут входить основы различных отраслей соответствующей науки, различают общую методику учебного предмета и частные методики, или теории обучения определенному учебному предмету.

Реформа образования обусловила проникновение в теорию и практику отечественной педагогической мысли новых идей, подходов, принципов, форм организации и методов реализации процессов образования и воспитания. Так мы рассматриваем и педагогическую технологию, которая может быть представлена и как один из подходов к организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса, и как принцип организации, и как метод его реализации, и как идея построения обучения и воспитания одновременно. В зависимости от аспекта анализа и интерпретации педагогическая технология может быть воспринята с разных позиций. Технологический подход таит в себе большие резервы неординарного и продуктивного подхода к модернизации учебно-воспитательного процесса не только по данному предмету, но и по многим другим на всех уровнях функционирования системы образования. Технологический подход основывается на признании циклического характера учебного процесса.

Типовой «шаг» технологии учебно-воспитательного процесса воспроизводит в общей структуре основные компоненты деятельности учителя в школе за весь период преподавания данной учебной дисциплины. В качестве основных составляющих содержания цикла технологии выделены компоненты: целеполагания, селекции, программирования, стимулирования и мотивации, оперативно-деятельностный, оценочно-аналитический.

Эта структура циклов технологии преподавания физической культуры сформировалась в нашей стране и может иметь глобальный, т.е. приемлемый для преподавания предмета в других государствах, характер.



Оглавление
Дидактические принципы предмета «Физическая культура». Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Характеристика принципов
Иерархия принципов в системе физического воспитания
Общие социальные принципы воспитательной стратегии общества
Общеметодические принципы
Принцип научности
Принцип сознательности и активности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип наглядности
Принцип прочности и прогрессирования
Правила использования принципа прочности и прогрессирования
Принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями
Принципы развития физических способностей
Урок как форма организации дидактических процессов
Урок в процессе обучения физической культуре
Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе
Форма организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры
Дозирование физических нагрузок на уроке
Требования к уроку физической культуры в школе
Методика урока физической культуры в школе
Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе
Все страницы