Дозирование физических нагрузок на уроке

Физическая нагрузка - определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.

Объем нагрузкисуммарное количество выполненной работы.

Он может определяться как суммарное количество выполненных упражнений, затраты времени на занятия, километраж преодоленного расстояния (дистанции), количество поднятых килограммов и другие показатели.

Интенсивность - показатели темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Доза нагрузки - определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку - значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсив-ность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными.

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления при физических нагрузках представлена в табл. 6.

Таблица 6

Внешние признаки утомления

(по Ж.К. Холодову и В.С. Кузнецову, 2004)

Признак

Степень утомления

легкая

значительная

очень большая

1

2

3

4

Цвет кожи лица
и туловища

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, поб-леднение, появление синюшности губ

Потливость

Небольшая, чаще на лице

Большая, головы и туло-вища

Очень сильная, выступ-ление соли

Дыхание

Учащенное ровное

Значительное учащение, периодически через рот

Резко учащенное, по-верхностное, появление одышки

Движения

Не нарушены

Неуверенные

Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей

Внимание

Безошибочное

Неточность выполнения команд

Замедленное выполне-ние заданий, часто на повторную команду

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку
и т.д.

Сильная усталость, боль в ногах, голово-кружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.


Все указанные в таблице показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономер-ности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого, сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные — наносят вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом, поэтому постепенное увеличение физической нагрузки — необходимое требование.

Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС). При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин (А.А. Виру, 1988, и др.). Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.). Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130–160 уд./мин и большой интенсивности — 161–175 уд./мин.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами; наиболее эффективные и доступные из них следующие:

– изменение количества повторений одного и того же упражнения;

– изменение суммарного количества упражнений;

– изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

– увеличение или уменьшение амплитуды движений;

– варьирование величин внешних отягощений;

– выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и т.д.);

– изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);

– изменение длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах;

– проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);

– варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);

– увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

В каждом конкретном случае преподаватель применяет наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

Общая и моторная плотность урока. Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока — отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В.Ф. Новосельский, 1989):

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься;

8) формирование организаторских навыков;

9) мотивацию учащихся;

10) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

11) педагогический контроль;

12) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

13) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправ-данные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

— неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

— неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

— излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

— неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.

Моторная плотность урока - отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока.

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.).
В этом случае моторная плотность урока будет равна 62,5%.

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70—80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

На уроках физической культуры регулировать физическую нагрузку можно следующими способами:

1. При фронтальной форме организации интенсивность нагрузки должна быть рассчитана на средние показатели, характерные для данного классного коллектива. При этом первыми прекращают деятельность учащиеся с низкими возможностями, затем со средними и т.д. В каждой части урока рекомендуется предусмотреть такое разнообразие физических упражнений, которое позволит чередовать их в зависимости от возможного воздействия на занимающихся.

2. Физическую нагрузку можно регулировать путем изменения исходного положения упражнения, массы и формы снаряда, направления движения, степени нервно-мышечного напряжения, координационной сложности выполняемого упражнения.

3. После выполнения физических упражнений, вызывающих усиление частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания, не рекомендуются упражнения на силу и координационную точность.

4. Регулирование физической нагрузки в играх и единоборствах достигается увеличением или уменьшением абсолютного времени встречи (игры) или перерывов между играми (или встречами); ростом количества повторений, увеличением или уменьшением площадки и количества участников.



Оглавление
Дидактические принципы предмета «Физическая культура». Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Характеристика принципов
Иерархия принципов в системе физического воспитания
Общие социальные принципы воспитательной стратегии общества
Общеметодические принципы
Принцип научности
Принцип сознательности и активности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип наглядности
Принцип прочности и прогрессирования
Правила использования принципа прочности и прогрессирования
Принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями
Принципы развития физических способностей
Урок как форма организации дидактических процессов
Урок в процессе обучения физической культуре
Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе
Форма организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры
Дозирование физических нагрузок на уроке
Требования к уроку физической культуры в школе
Методика урока физической культуры в школе
Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе
Все страницы