Характеристика принципов

В педагогической литературе отражено определенное единство взглядов в понимании сути категории - принцип.

Разногласия касаются выражений, используемых в ее определении: положения (нормативные, исходные, основные); требования (сходные, дидактические, нормативные, основные, педаго-гические), выражения (концепции), идеи (руководящие), закономерности (педагогические, дидак-тические), нормы (поведения) и т.д.

В контексте целостного педагогического процесса признано целесообразным выделить две группы принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью обучаемых (Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов, 2004).

Принципы организации педагогического процесса:

- гуманистической направленности педагогического процесса;

- связи с жизнью и производственной практикой;

- соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу;

- научности;

- ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;

- обучения и воспитания детей в коллективе;

- преемственности, последовательности и систематичности;

- наглядности;

- эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.

Принципы управления деятельностью школьников:

- сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся;

- сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;

- опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

- согласованности требований школы, семьи и общественности;

- сочетания прямых и параллельных педагогических действий;

- доступности и посильности;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей;

- прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Вопрос о принципах обучения применительно к формированию двигательных навыков и умений на занятиях физической культурой давно привлекает внимание специалистов теории и методики физического воспитания. Еще в 1940 г. в программе и учебном пособии по методике физического воспитания для институтов физической культуры упоминалось о дидактических принципах (программа) и основных дидактических принципах физического воспитания. Системная целенаправленная работа по разработке принципов обучения двигательным действиям началась в середине прошлого века. В 1948–1949 гг. в журнале «Теория и практика физической культуры» появились статьи по этой проблеме. В последующем эти материалы вошли в учебные пособия и учебники по теории и методике физического воспитания, были признаны у нас в стране и за рубежом, использовались для подготовки специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования по физической культуре.

По мнению ряда авторов (Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов, 2004) существует определенное единство в подходах к обсуждаемой проблеме. Во-первых, признается необходимость основываться на общедидактических принципах в обучении двигательным действиям. Во-вторых, считается очевидной потребность в переработке принципов обучения с учетом особенностей данного процесса на занятиях физическими упражнениями. В-третьих, определяя понятие «принципы обучения», абсолютное большинство авторов в качестве ключевого используют слово «положения», а для его определения – «исходные» (положения), «наиболее общие руководящие», прилагательные «основные», «отправные», «важные» и т.д. Слово «положения» означает свод правил, законов, закономерностей, касающихся осуществления процесса обучения. Прилагательные, которые на первый взгляд разноречивы, выражают существенность «положе-ний», их обязательность для реализации в практике обучения. Наибольшее число раз (14) среди дидактических принципов указаны такие, как сознательность, активность и наглядность (табл. 1). На вторую позицию no частоте упоминания выходит принцип доступности (13 раз), третье место занимает принцип систематичности (12 раз), одинаковые позиции (10 раз) занимают принципы прочности и индивидуализации. Меньше всех (1 – 2 раза) упоминаются принципы обучения: научности, воспитывающего обучения, единства коллективного обучения и индивидуального подхода к обучаемому, связи обучения с практикой и ведущей роли учителя в процессе обучения.

Таблица 1

Освещение проблемы принципов обучения в педагогической литературе

по теории и методике физического воспитания

(по Ю.Д. Железняку, В.М. Минбулатову, 2004)

Учебник или учебное пособие

Ключевое выражение, с помощью которого передается сущность понятия «принципы обучения»

Принцип обучения

1

2

3

В.В. Белиновин, 1949

Определение понятия отсутствует

Сознательность, активность, нагляд-ность, систематичность, доступность, прочность

В.В. Белинович, 1958

«...является исходным поло-жением для организации учеб-ного процесса»

Сознательность и активность, нагляд-ность и последовательность, доступ-ность и индивидуализация, прочность

К.Х. Грантынь, 1953

«...наиболее общие руководя-щие положения»

Воспитывающее обучение, наглядность, сознательность, активность, доступность, прочность

Л.П. Матвеев, 1959

Определение понятия отсутствует

Сознательность и активность, нагляд-ность, систематичность, последователь-ность упражнений, построения системы занятий, доступность и индивидуа-лизация, прочность

А.А. Тер-Ованесян, 1978

«...кратко выраженные научно-методические положения»

Единство обучения и развития, струк-турность занятий, учет особенностей и состояния занимающихся, анализ-син-тез движений, осознанный и чувствен-ный контроль в процессе упражнений, постепенное повышение нагрузки и ее варьирование, учет, регулирование и варьирование сопутствующих условий.

С.В. Янанис, 1960

«...основные исходные положения его (физического воспитания»

Сознательность, активность, нагляд-ность, систематичность, доступность, прочность

С.В. Янанис, 1961

«...основные положения, кото-рыми руководствуются препо-даватели в обучении физи-ческим упражнениям».

Сознательность, активность, нагляд-ность, систематичность, доступность, прочность

В.Д. Мазниченко, 1967

Определение понятия и комментарии по проблеме отсутствуют

Вопросы принципов обучения отдельно не освещаются, а даются по этапам раз-вертывания данного процесса. На этапе первоначального разучивания – нагляд-ность, доступность, систематичность; углубленного разучивания – наглядность, доступность и индивидуализация, систе-матичность; Закрепления и дальнейшего совершенствования действия – созна-тельность и активность, наглядность, систематичность, доступность и индиви-дуализация, прочность и прогрессиро-вание

Л.П. Матвеев, 1971

«Есть... ряд принципов, которые выражают... методические закономерности педагогического процесса и в силу этого явля-ются обязательными при осуществлении образователь-ных и воспитательных задач»

Сознательность и активность, нагляд-ность, доступность и индивидуали-зация, систематичность, постепенность повышения требований (динамичность)

К. П. Ильин, 1979

«В педагогике эти закономер-ности нашли отражение в ос-новных положениях, или дидак- тических принципах обучения. К процессу физического воспи-тания применимы все общепеда-гогические принципы, однако, отражая специфику физического воспитания, они получают осо-бое содержание и реализуются особыми средствами и методами»

Сознательность и активность, нагляд-ность, систематичность, постепенность, последовательность, индивидуализация

М.М. Боген, 1985

Законы дидактики, определя-ющие ход обучения в целом, во всех его частях и на всех этапах

Научность, доступность и систематич-ность обучения, сознательность и активность обучаемого, наглядность обучения, прочность усвоения учебного материала, единство коллективного обучения и индивидуального подхода к обучаемому, связь обучения с практикой, ведущая роль учителя в процессе обучения

Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.М. Шияна /, 1988

Названы «методическими прин-ципами». «Позиции, определя-ющие наиболее общие отправные положения управления в процессе физического воспитания»

Сознательность и активность, наглядность и индивидуализация, систематичность, прочность прогрес-сирования

Б.А. Ашмарин, 1990

«В педагогической науке прин-ципами называют наиболее важные исходные положения, руководящие установки для деятельности учителя и уче-ников, отражающие законно-мерности педагогического про-цесса»

Сознательность, активность, научность, прочность, индивидуализация, доступ-ность, системность, последователь-ность, постепенность

Л.П. Матвеев, 1991

«...наиболее важные крае-угольные положения»

Сознательность и активность, нагляд-ность, доступность и индивидуализа-ция, системность

Ж.К. Холодов,

В.С. Кузнецов, 2000

«...общепедагогические прин-ципы, отражающие основные закономерности обучения (прин-ципы дидактики). Они прелом-ляются в физическом воспи-тании в виде общеметоди-ческих принципов». «Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические прин-ципы». Общеметодические принципы – это отправные положения... отражают основ-ные и общие положения»

Общепедагогические: сознательность и активность, наглядность, доступность и индивидуализация. Специфическая неп-рерывность процесса физического воспитания, системность чередования нагрузок и отдыха, постепенность наращивания развивающее-тренирующих воздействий, адаптированное сбалан-сирование динамики нагрузок, циклическое построение занятий, возрастная адекватность направлений физического воспитания

Как и в общепедагогической литературе, в специальной сохраняется тенденция объединить несколько (два) принципа в один, например: принципы сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования. Наиболее часто объединяются сознательность с активностью и доступность с индивидуализацией.

Выделены новые, специфические для обучения двигательным действиям принципы: прогрессирования, повторности, непрерывности процесса физического воспитания, система-тичности чередования нагрузок и отдыха, постепенности наращивания развивающе-тренирующих воздействий, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения занятий, возрастной адекватности направления физического воспитания, единства обучения и развития, структурности занятий, учета особенностей и состояния занимающихся, анализ-синтез движений, осознанный и чувственный контроль в процессе упражнений и др.

Учебно-воспитательный процесс по предмету «Физическая культура» отличается от обучения двигательным действиям на занятиях секций по общей физической подготовке и другим видам спорта, проводимым в общеобразовательной школе, а также в учебных группах учреждений дополнительного образования – ДЮСШ различных типов.

Поэтому принципы обучения, включая обучение двигательным действиям, нуждаются в переработке. Конкретизировать следует исходные позиции – названия самих принципов. Какие они, принципы обучения по физической культуре: дидактические, методические, специфические или другие?

Наиболее подходящее для них наименование по мнению ряда авторов1 – педагогические принципы физической культуры. В пользу такого названия свидетельствует то обстоятельство, что преподавание предмета «Физическая культура» по цели, функциям в содержании общего образования и задачам дисциплины ориентировано на образование, воспитание, оздоровление и развитие учащихся средствами физической культуры, т.е. имеет общепедагогическую направленность.

В обучении двигательным действиям через учебный предмет «Физическая культура» комплексно решаются задачи образования, оздоровления, воспитания и развития. Поэтому данное обстоятельство целесообразно отразить и в названии самих принципов.

Принципы обучения - исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения.



Оглавление
Дидактические принципы предмета «Физическая культура». Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Характеристика принципов
Иерархия принципов в системе физического воспитания
Общие социальные принципы воспитательной стратегии общества
Общеметодические принципы
Принцип научности
Принцип сознательности и активности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип наглядности
Принцип прочности и прогрессирования
Правила использования принципа прочности и прогрессирования
Принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями
Принципы развития физических способностей
Урок как форма организации дидактических процессов
Урок в процессе обучения физической культуре
Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе
Форма организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры
Дозирование физических нагрузок на уроке
Требования к уроку физической культуры в школе
Методика урока физической культуры в школе
Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе
Все страницы