Понятие малого предпринимательства и субъекты малого предпринимательства

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом критерии (показатели), констатирующие сущность этого понятия.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имуще-ственную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, являются: численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др.

По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия за год, величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

Так, в Европейском Союзе к малым относят предприятия с оборотом менее 40 млн евро, либо имеющие общий баланс менее 27 млн евро. По численности персонала к микропредприятиям относятся предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым предприятиям – с числом работающих от 10 до 49 человек, к средним предприятиям – с числом работающих от
50 до 249 человек. Международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически развитые страны, определяет предприятия с численностью до 19 человек как «весьма малые», до 90 человек – как «малые».

В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятия к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В Гражданском кодексе РФ нет специального правового института, выделяющего малое предпринимательство в особую категорию. Такое выделение произведено в нормативных актах, регулирующих налогообложение предприятий в целом, а также в специальных нормативных актах, посвященных малым предприятиям. В частности, к ним относится Федеральный закон от
14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Закон направлен на реализацию установленного права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Он определяет общие положения в области государствен-ной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Согласно вышеназванному Закону, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

– в промышленности – 100 человек;

– в строительстве – 100 человек;

– на транспорте – 100 человек;

– в сельском хозяйстве – 60 человек;

– в научно-технической сфере – 60 человек;

– в оптовой торговле – 50 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимаю-щиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти.

Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.



Оглавление
Роль и значение малого предпринимательства в развитии экономики. Упрощенная система налогообложения.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предисловие
Роль малого предпринимательства в экономике России
Понятие малого предпринимательства и субъекты малого предпринимательства
Поддержка малого предпринимательства в РФ
Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства в России
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
Упрощенная система налогообложения. Общие положения
Налогоплательщики
Ограничения на право применения УСН
Порядок перехода на УСН и возврата к общему режиму налогообложения
Порядок возврата к общему режиму налогообложения
Объекты налогообложения
Налоговые ставки. Налоговый период
Порядок определения доходов
Налоговый учет показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика
Упрощенная система налогообложения. Порядок определения расходов
Порядок признания доходов и расходов
Общие вопросы исчисления налоговой базы
Порядок исчисления единого налога
Порядок и сроки уплаты единого налога
Порядок зачисления сумм налога
Порядок и сроки представления налоговых деклараций
Особенности применения упрощенной системы налогообложения ИП на основе патента
Все страницы