Усвоение действий

Человек ценен тем, что он умеет делать. А умеет он делать то, чему научился самостоятельно или под руководством более опытных людей. Учение – это прежде всего усвоение опыта, накоп-ленного человечеством. Научиться чему бы то ни было нельзя, не усваивая и не совершая действий – двигательных, перцептивных, интеллектуальных, социальных.

Как быстрее и лучше научиться тем или иным действиям?

На первый взгляд, надо скорее пытаться их выполнять, ошибаться, исправляться, набираться опыта. Действительно, на такой путь обучения, казалось бы, даже благословляет народная мудрость: «На ошибках учатся» и т.п. Более того, житейские наблюдения говорят о том, что, обучаясь методом проб и ошибок, человек в конце концов ошибается все меньше и меньше и со временем (иногда через несколько лет) начинает выполнять действие мастерски.

Однако описанный путь не очень разумен: он требует много времени, сил и не обязательно ведет к успеху. Есть другой путь, он тоже отмечен народной мудростью: «Не зная броду, не суйся в воду», «Семь раз отмерь, один – отрежь», «Не поглядев в святцы, не звони в колокола» и т.д. Выражаясь более строго, он состоит в следующем.

1. Необходимо мысленно отделить ориентировочную часть действия от исполнительной, отметить наиболее трудно осознаваемые элементы (записать, проговорить).

2. Определить (записать, проговорить) внутренние и внешние (предметные, социальные) условия выполнения действия с тем, чтобы их практически создать.

3. Тренироваться в ориентировочной части действия (обращать внимание на признаки его правильности).

4. Тренироваться в исполнительной части действия (обращать внимание на конечный резуль-тат действия).

Выделение и сознательное, активное усвоение важнейших действий, типичных для той или иной специальности, профессии, – основной путь практической подготовки к выбору профессии, а также повышения уровня мастерства, после того как профессия избрана.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы