Условия успешного выполнения действий и операций

Описаны случаи, когда маленький ребенок тянется к луне и просит, чтобы ему дали её поиграть. Он не знает ни величины этого тела, ни расстояния до него, ни своих возможностей овладеть такой «игрушкой». С другой стороны, при известных условиях Луна перестала быть недосягаемой, и люди имеют в своих руках лунный грунт. Будут ли действия, операции выпол-нимыми или невыполнимыми, зависит от ряда условий (условия – это и есть то, от чего зависит выполнение действий). Различают внутренние и внешние условия осуществления действий и операций.

Внутренними условиями осуществления действий и операций будем считать все особенности человека и его поведения, способствующие или противодействующие достижению целей.

Основные виды их следующие.

1. Состояние здоровья – телесного и нервно-психического («душевного»).

2. Опыт (знания, навыки, умения, уровень мастерства, уровень общего и специального образования, начитанность и т.п.).

3. Устойчивые личные качества (активность или пассивность, способность к саморегуляции и самоконтролю, настойчивость, безволие, общительность или замкнутость, трудолюбие, бережли-вость, добросовестность, наблюдательность, хорошее зрение, слух, осязание и т.п., сообразитель-ность, хорошая или плохая память и пр.). Это – способности.

4. Временные психические («душевные») состояния (бодрости, утомления, заинтересован-ности, скуки и пр.).

5. Убеждения (коллективистские или индивидуалистические), склонность ставить перед собой цели, так или иначе согласующиеся с целями широкого коллектива.

Ясно, что хорошее или плохое здоровье, наличие или отсутствие знаний, опыта – это очень важно для достижения цели. Остальные три группы условий иногда недооцениваются, а это ведет к неудачам. Чтобы действие, операция стали выполнимыми, следует воспитывать в себе необходи-мые качества, а также не только создавать необходимую обстановку для хороших состояний, но и научиться настраивать себя на нужные состояния – расслабиться или мобилизоваться, когда это требуется.

Если не созданы должные внутренние условия выполнения действий и операций, то даже сравнительно близкие простые цели становятся недостижимыми, Цель, казалось бы, близка, никаких внешних препятствий нет, но есть внутренние препятствия – нет интереса, нет актив-ности, нет некоторых навыков, и в результате действие становится практически невыполнимым.

Внешними условиями осуществления действий и операций будем считать все предметы, а также действия сторонних людей (коллективов, групп), способствующие или противодейству-ющие достижению целей.

Основные виды их следующие:

А. Предметные условия.

1. Объекты действий – все то, что должно быть изменено, преобразовано в ходе действий и операции. В свою очередь здесь необходимо выделить:

а) вещественные предметы, материалы (земля, из которой надо сделать грядку, кусок ткани, из которой нужно выкроить одежду, металлическая болванка, из которой надо выточить деталь, мука, на которой надо замесить тесто, груз, который надо переместить);

б) сведения о вещественных предметах (или информация), когда вы сокращенно излагаете прочитанный текст, то совершаете действия, преобразуете обширный текст в более краткий. Но что здесь должно измениться в процессе действий? Не вещи, а информация (сведения) о них. Важно привыкнуть к мысли, что объектом распознавания, обработки может быть не только вещественный предмет, но и обозначение или изображение его (в словах, чертежах, рисунках, графиках, формулах, художественных образах и их элементах);

в) живые растения и животные (требующие наблюдения и ухода);

г) люди (которых надо организовать, обучить, обслужить, информировать).

Объекты действия оказывают сопротивление при воздействии на них и имеют другие особен-ности, с которыми надо считаться. Существуют специальные отрасли знания, посвященные осо-бенностям объектов трудовых действий: «Материаловедение», «Сопротивление материалов», «Цветоведение». Для врача роль материаловедения играют анатомия, физиология, для воспита-
теля – возрастная психология и т.д.

2. Орудия действий – все то, посредством чего изучают или изменяют, преобразуют окру-жающую среду, предмет действия. Орудием может быть не только вещь. Необходимо различать:

а) вещественные орудия – измерительные или обрабатывающие инструменты, машины для измерения, обработки, перемещения объектов: линейка, рулетка, амперметр, ножницы, лопата, токарный станок, трактор, вычислительная машина;

б) функциональные орудия – жест, мимика, речь актера, организатора, учителя, сигналы управления, правила действий, критерии оценок.

Остановимся особо на правилах действий. Это общие предложения, которые надо держать «в уме» и которым надо строго подчинять свои действия как с предметами, так и с информацией (сведениями). Человеку можно дать подходящий материал для обработки, отличное вещественное орудие (токарный станок, швейную машину или подъемный кран), но если у него «в уме» не будет всех необходимых правил действия, то поведение этого человека будет скорее всего не только бесполезным, но и опасным. Не зная правил, нельзя обрабатывать информацию, решать задачи, вести расчеты. Вот почему правила относятся к группе орудий действия. Не знаешь правил – безоружен.

Б. Социальные (общественные) условия выполнения действий.

Человек обычно действует в мире предметов, созданных другими людьми, должен считаться с принятыми способами действия, нормами поведения, общественными целями. Если человек не хочет этого понимать, его так или иначе призовут к порядку. Ребенок впервые берет в руки ложку для еды. В опыте поколений так сложилось, что у ложки есть рукоятка, а на другом конце – емкость для зачерпывания пищи. Если ложку взять не за рукоятку, а за другой конец, то ею просто нельзя воспользоваться для еды. Ложка как бы требует, чтобы ее брали в соответствии с уста-новившимся в обществе правилом. То же можно сказать и о любом другом инструменте, орудии. Если хотите пилить, извольте брать пилу тем приемом, который сложился в общественном опыте. Хотите рубить – берите топор как топор, а не как ложку, и т.п.

Уже в самих окружающих нас предметах как бы заложены некоторые общественные требова-ния к нашим действиям, поведению. Но эти требования могут быть и прямо сформулированы в виде законов, правил, инструкций, заданий, приказаний, указаний о необходимом качестве и количестве результатов действий и операций. Не выполнил этих требований – не выполнил действие. Например, футболист забил мяч в ворота, но нарушил при этом правило игры (то есть коллективно установленные требования к действиям), и гол не засчитывается; нужное действие не выполнено, хотя мышцы ноги сработали, удар был, мяч летел и т.д. Так же обстоит дело и в учении, и в труде – не выдержал размеры изделия, значит работу не сделал, хоть человек и ста-рался, тратил энергию.

Примером социальных требований к выполнению действий являются так называемые нормы (в труде или спорте). Мастер спорта должен уверенно выполнять определенные виды сложных действий. Мастер своего дела на производстве – тоже.

Успешность (и вообще осуществимость) действий человека может зависеть от так назы-ваемого психологического климата в коллективе – от того, насколько спокойно и уверенно чувствует он себя в данной группе, кто способствует и кто мешает, противодействует ему. Дело в том, что в коллективе люди всегда взаимодействуют, воздействуют друг на друга. Они могут поддерживать или, наоборот, осуждать те или иные наши действия. Некоторые действия, нежела-тельные для коллектива, могут активно (даже силой) пресекаться. Наоборот, те действия, которые коллектив считает полезными, поощряются, находят помощь, их легче выполнить. Вот почему, ставя цели, надо обязательно согласовывать их с интересами общества. Тогда они найдут поддержку, и ваши старания будут не напрасны.

Итак, можно выделить две группы социальных условий выполнения действий и операций:

1. Особенности требований общества к поведению, деятельности человека, к количеству, качеству результатов действия и его способам (нормы, законы),

2. Особенности психологического климата в коллективе, т.е наличие спокойной, друже-ственной, деловой обстановки.

Из сказанного ясно, что, ставя цели и обдумывая пути их достижения, надо позаботиться и о создании или выборе, или учете предметных и социальных условий их осуществления.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы