Цели и мотивы

Разберем на примерах основные особенности действия как элемента деятельности человека.

Проделайте следующий простой опыт. Приготовьте остро заточенный карандаш, лист чистой бумаги, линейку с миллиметровыми делениями (и, если есть под рукой, циркуль). Поставьте в середине листа точку и обозначьте ее нулем.

Вы должны далее постараться, чтобы с закрытыми глазами и с наименьшей ошибкой поставить конец карандаша на нулевую точку, имеющуюся на листе бумаги. Порядок опыта:

1) сядьте за стол, возьмите карандаш в правую руку, опустите ее свободно вниз (исходное положение); 2) с открытыми глазами поставьте кончик карандаша точно на нулевую точку листа; 3) закройте глаза; 4) отнимите карандаш от бумаги и опустите правую руку в исходное поло-
жение – вниз («по швам»), а затем, не открывая глаз, постарайтесь поставить точку снова на том же месте («точку в точку»); 5) откройте глаза и проверьте, где оказался кончик карандаша. Скорее всего он будет где-то около нулевой точки на новом месте. Обозначьте эту новую точку
цифрой 1. Измерьте (в миллиметрах) свою ошибку. То же можете проделать для левой руки и сравнить точность выполнения задания левой и правой рукой. Можно проделать опыт несколько раз и найти среднее арифметическое из всех ошибок.

Теперь разберемся в том, что вы делали. Перед вами была цель. В данном случае она была сформулирована в виде предложения: «попасть из исходного положения с закрытыми глазами кончиком карандаша в нулевую точку», и вы об этом знали, помнили это, держали это задание, этот образ точного попадания «в уме». В других случаях цель может быть не в виде четкого словесного предложения, а в виде более или менее расплывчатой мысленной наглядной картины желаемого будущего (учащийся мысленно представляет себя опытным работником в какой-либо области, победителем спортивных соревнований или человеком, заслуживающим одобрения окружающих, и т. п.).

Цель деятельности – представление о будущем результате деятельности или представление о том, что нужно делать для достижения этого результата (или то и другое вместе).

Но вы могли добиваться или не добиваться этой цели. Могли хотеть или не хотеть этого результата. Что-то побуждало вас совершать попытки получить этот результат. У вас было побуж-дение, мотив. Это могло быть желание проверить точность своих движений, желание узнать, какая рука у вас точнее – левая или правая; это, далее, могло быть желание хорошо освоить первый параграф данной части книги, посвященной в целом важному для вас вопросу о выборе жизнен-ного пути.

Мотивы – переживания, побуждающие к той или иной форме поведения.

Одно и то же внешнее поведение может иметь совершено разные мотивы. Читать книгу можно потому, что: а) «задали» или б) «интересно», или в) «другие-то прочитали, а я что отстаю?», или г) «от нечего делать».

Действие, как и поведение в целом, может побуждаться одновременно несколькими моти-вами. Ученик выполняет учебное задание и ради того, чтобы не отстать от других, и чтобы узнать новое, и чтобы не огорчить близких низкой оценкой, и чтобы подготовить себя к будущей само-стоятельной жизни.

Ближайшая цель может быть сама по себе непривлекательной или даже неприятной, но все же осуществляться ради другой, более отдаленной, но более привлекательной цели. Например, уче-ники решили сделать волейбольную площадку, но для этого надо было очистить от грязи и мусора пустырь. Хотя сама по себе задача очистки непривлекательна, но ученики взялись за дело. Основным мотивом здесь оказался тот, который связан с более далекой целью.

Мотив узнается по тому, ради чего человек предпринимает усилия, а цели узнаются по тому, что он делает.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы