Способности и задатки

Задатки – анатомо-физиологические предпосылки развития способностей (тип нервной системы, особенности строения мозга, органов чувств, телосложение, физическая сила и т.д.).

3адатки могут передаваться по наследству. Наличие задатков является одним из условий успешного развития способностей, особенно специальных. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности. Например, острота зрения и точность движений лежат в основе способностей и художника, и часового мастера, и оператора радиолокационной станции. Хороший слух необходим и для успешных занятий музыкой, и в работе радиотелеграфиста или гидроакустика. Иногда недостаток задатков может компенсироваться усиленным развитием пси-хологических качеств, их перестройкой.

Способности – такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях.

Способности бывают разные. Одни из них носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например умственные и физические, способности к обучению; другие – узкие, специальные: технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические. Будучи взаимосвязанными, общие и специальные способности развиваются в единстве. При этом каждая способность включает целый ряд психических осо-бенностей человека и зависит от них. К таковым можно отнести, например, внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления (глубина, критич-ность, гибкость, быстрота).

Психологическими предпосылками развития способностей являются мотивы, а также эмоцио-нальные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др. В практической деятельности человека велика роль склонностей, которые отличаются от способностей личности. Склонности обусловливают интересы человека. Вызывая его активность, они положительно влияют на развитие способностей, помогают овладению специальностью. От способностей надо отличать задатки. Формирование способностей предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.

Людей всегда волновал вопрос, какова связь способностей с наследственностью. Науке известно более двух десятков случаев, когда человеческие дети по случайным причинам оказались вскормленными в логове зверей. Хотя эти дети имеют все наследственные задатки человека, но они выросли вне общения с людьми и не обладают ни человеческой речью, ни разумом, им недоступно человеческое поведение.

Две девочки, вскормленные волчицей и найденные в логове (в Индии, где круглый год тепло), проявляли враждебность к людям, не ели растительной пищи, набрасывались на сырое мясо и поедали его без помощи рук, пили, лакая, как волки или собаки, боялись света, а ночью хорошо ориентировались и выли, как волчата. Как видим, в этих случаях наследственность явно не играла «роковой» роли в развитии – не сделала этих детей людьми; роковую роль сыграли неблагопри-ятные условия роста и развития.

Все, что человек знает и умеет, он приобретает в ходе взаимодействия с другими людьми или с продуктами их деятельности (книгами, орудиями труда).

Хотя наследственные предпосылки и не предопределяют полностью возможность развития способностей, тем не менее с ними нельзя не считаться, подобно тому, как нельзя не считаться с особенностями грунта, на котором строят дом. Будет ли дом или не будет, хороши ли будут люди, которые поселятся в нем, – все это зависит не от грунта, но не учитывать его особенности тоже нельзя – дом может осесть, дать трещины и развалиться в ходе постройки.

К числу существенных природно обусловленных предпосылок (задатков) способностей отно-сятся, в частности, свойства типов высшей нервной деятельности. Люди могут резко различаться по этим типам.

Принято различать так называемые «специальные» и «общие» типы высшей нервной деятельности (не смешивать с общими и специальными способностями!). Специальные – то есть имеющиеся только у человека, но не у животных (специально человеческие). Общие – наблю-даемые и у человека, и у животных. Специальные типы в большей степени, чем общие, обуслов-лены особенностями воспитания.

Рассмотрим некоторые факты поведения и деятельности людей, относящихся к разным специальным типам. Представители «мыслительного» типа склонны к речевому оформлению впечатлений, к рассудочности, к умствованию, общим рассуждениям (иногда беспочвенным, оторванным от реальности). Такие люди запоминают общие правила и общий смысл явлений лучше, чем конкретные факты, внешние детали предметов. Следует твердо запомнить, что принадлежность к этому (как и любому) типу высшей нервной деятельности не связана жестко с определенным уровнем способностей. Человек «мыслительного» типа – это не обязательно прони-цательно мыслящий человек; это склонный к умствованию, но не обязательно умный человек. Уровень умственных способностей у людей этого типа может быть высоким, но может быть и низким.

Представители «художественного» типа склонны к более непосредственному восприятию впечатлений, без их детального анализа, разбора, обсуждения (без раскладывания «по полочкам»), они лучше ориентируются в реальной обстановке, чем в общих правилах, лучше запоминают конкретные предметы, явления и их особенности, чем общие закономерности, принципы, правила.

Человек «художественного» типа – это, во-первых, не обязательно художник в смысле склонностей и способностей к искусству, литературе. Это может быть человек конкретного практического ума. Во-вторых, если речь идет о собственно практическом или художественном складе ума, то в том и другом случае возможен как высокий, так и низкий уровень способностей.

Примеры выдающихся способностей у людей практического ума можно найти, изучая деятельность крупных общественных организаторов, хозяйственных руководителей, полководцев.

Если у человека одинаково выражены черты как «художественного», так и «мыслительного» типа, то его относят к «промежуточному» («среднему») типу.

Разные профессии и виды труда требуют разных личных качеств, поэтому не имеет смысла ставить вопрос, какой тип лучше. Люди могут быть разными и в то же время равноценными для общества.

Каковы вообще основные различия между людьми по типам нервной деятельности?

1. Выносливость по отношению к сильным или длительным воздействиям – устойчивая работоспособность даже при неинтересной работе, отсутствие заметных признаков утомления в конце урока, в конце учебного дня; преобладание положительного настроения в разнообразных условиях; сохранение бодрости, самообладания, отсутствие сильных переживаний тревоги и страха в неожиданных ответственных обстоятельствах; пониженная отзывчивость на слабые раздражители. Свойство, выражающееся в описанных симптомах, условно называют силой нервных процессов или силой нервной системы. Было бы грубой ошибкой вкладывать здесь в слово «сила» обыденный смысл, полагая, что сила – хорошо, слабость – плохо. Сильный тип от слабого отличается, образно говоря, так же, как барабан от скрипки. Барабан иногда явно полезнее скрипки, он надежнее и крепче, на него мало влияют сильные удары, на слабые воздействия он не отзывается, хотя в ответ на достаточно сильные издает необходимый звук. Скрипка, наоборот, отзывается на слабые воздействия, а сильные выводят ее из строя. Из всего этого не следует, что мир должен быть заполнен только скрипками или только барабанами. Всякий предмет незаменим в своей роли, на своем месте. Точно так же и люди разных типов в своем роде ценны и незаме-нимы на разных работах, в разных профессиях. Есть профессии, требующие тонкого опознания едва заметных признаков и различий между ними. Но есть профессии, требующие длительного нервного напряжения, выносливости и т.д.

2. Быстрота перехода от одного состояния к другому (от покоя к деятельности, от одного вида деятельности к другому, от решения к исполнению; быстрота и легкость привыкания к новым людям и обстоятельствам). Свойство, выражающееся в описанных симптомах, называют подвижностью нервных процессов или подвижностью нервной системы. Не следует думать, что подвижность – это обязательно хорошо, а противоположное качество, так называемая инертность, – плохо. У неторопливых (инертных) людей часто наблюдается систематичность и упорядоченность в работе; сниженную скорость движений они возмещают (компенсируют) хоро-шим наблюдением за обстановкой и предусмотрительностью. У подвижных при наличии такого достоинства, как высокий темп работы, может наблюдаться торопливость, суетливость, склон-ность не доводить до конца одно дело и браться за другое; наблюдается также иногда неосторожность, «лихачество». Инертные люди более устойчивы и лучше справляются с монотонной кропотливой и тонкой работой, не допускающей торопливости и ошибок, под-
вижные – со срочной, оперативной, причем такой, где небольшие ошибки допустимы (не опасны) и могут быть легко исправлены.

3. Сдержанность – это способность к значительным усилиям в области подавления своей активности, неуместных желаний, посторонних мыслей. Свойство, выражающееся в этих симп-томах, называют уравновешенностью, или балансом, нервных процессов. Иногда под влиянием учебных или трудовых перегрузок, усталости, конфликтов и других неблагоприятных условий даже уравновешенный человек становится раздражительным или сонливым, заторможенным, или подавленным. В этом случае нужно дать отдых нервной системе, оградить ее от перегрузок. Многие конфликты и ссоры между людьми объясняются тем, что они не отдают себе отчета в истинных причинах своей раздражительности, и, вместо того чтобы заставить себя отдохнуть и отвлечься от неприятностей, продолжают находиться в потоке тревожащих их событий.

Итак, люди могут стойко различаться по так называемой силе, подвижности и балансу нервных процессов. Эти свойства могут по-разному сочетаться у разных людей. Один человек может характеризоваться силой, уравновешенностью и инертностью нервных процессов, другой – силой, уравновешенностью и подвижностью, третий – силой и неуравновешенностью, четвертый – слабостью в сочетании с подвижностью или уравновешенностью,

Вы, конечно, уже «примерили» себя к каждой из рассмотренных выше типичных харак-теристик. Возможно, что при этом вы не склонны отнести себя ни к одной из них. Но это совсем и не обязательно. Каждый человек неповторим. Вполне достаточно, если вы обратите внимание на то, как у вас выражены названные выше симптомы типологических свойств, и пусть их сочетание будет не стандартно-типовым; важно, чтобы оно было известно. Все эти обстоятельства нужно знать, чтобы не только наилучшим образом подобрать себе будущую специальность, но и приспособиться к ней, выработать свой стиль работы.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы