Регуляция действий и саморегуляция

Если вы бросили в цель мяч, то уже не можете повлиять на линию его полета, даже если видите, что он немного отклоняется от цели. Но, бросая мяч вторично, вы делаете поправку («взять левее» и т.п.). Забивая гвоздь и видя, что он начинает гнуться, вы по ходу дела изменяете направление ударов молотка, чтобы гвоздь восстановил форму. Подогревая завтрак и замечая, что пища начинает подгорать, вы либо убавляете огонь, либо отдаляете посуду от огня, чтобы вос-становить нормальный режим подогревания. Поняв, что ответили собеседнику несколько грубо, вы извиняетесь или, по крайней мере, в последующем разговоре смягчаете интонации, или решаете воздержаться в дальнейшем от грубости. Внесение изменений, направленных на уменьшение рассогласования между задуманным (или требуемым) и фактически складывающимся ходом действий, называется регуляция действий.

Человек, мастерски владеющий действием (трудовым, спортивным), отличается от новичка не тем, что просто затвердил это действие, «выучил» его, а тем, что умеет тонко регулировать свое поведение.

Регуляция действий обычно идет по следующей схеме.

1. Ориентировка в обстановке.

2. Пробное выполнение действия или «приноравливание» в соответствии :

а) с целью, планом, намерением;

б) с известными признаками нормальности хода и результатов действия.

3. Оценка соответствия, требуемого (задуманного) и реального хода действия.

4. Корректирование (внесение, если это необходимо, поправок в ход действия).

5. Совершение действия с наименьшими отклонениями от задуманного плана.

Если поправки (пункт 4) очень незначительны, то со стороны кажется, что действие выпол-няется «с ходу», «безошибочно».

Здесь следует уточнить смысл слова «ошибка».

Когда вы нарезаете для обеда хлеб, то ни вы, ни окружающие не сочтут ошибкой, если один кусок будет на полсантиметра отличаться от другого. Но если кроится подошва или стелька для тапочки на полсантиметра шире или длиннее, чем нужно, то это уже создает некоторые неудобства и может считаться ошибкой. Если изготавливается часовой механизм, то отклонения размеров деталей даже на ничтожные доли миллиметра будут грубой ошибкой. Если делается разметка сада или огорода, то даже полметра «туда – сюда» может не считаться заслуживающей разговора ошибкой.

Как известно, существуют принятые в обществе допустимые пределы отклонений от требований к результатам тех или иных действий. В технике эти пределы кратко называют «допу-сками». Но, по существу, «допуски» есть в любом действии, в любом поведении. Все отклонения в этих пределах не считаются ошибкой, а за этими пределами – считаются. Но отклонения действий от некоторой мысленной нормы всегда имеются, и всегда есть регулирование, направленное на то, чтобы эти отклонения не выходили за допустимые пределы, границы.

Таким образом, безошибочным будет отнюдь не какое-то окаменелое, раз и навсегда затверженное действие, а действие, хорошо регулируемое с таким расчетом, что его результаты не выходят за условные границы. Иногда существует только одна (например нижняя) граница: «решить не менее трех задач, а больше можно сколько угодно», «проплыть не менее 200 метров...», «вырезать лист фанеры размером метр на метр с точностью до 5 миллиметров (но можно точнее)».

Когда ребенок, например, ясельного возраста растет и овладевает опытом, то вначале регулирование его действий происходит в процессе общения со взрослым человеком. Ребенок берет впервые ложечку и тычет ею в манную кашу, а взрослый учит его не макать ложку в кашу, а именно зачерпывать ее. Позднее он учит ребенка принимать пищу, не фыркая и не чавкая (общественное требование, норма поведения).

С появлением совместных игр детей дошкольного возраста регулирование поведения проис-ходит в процессе взаимодействия со сверстниками (требование соблюдать правила игры: если играют «в магазин», то продавец должен «продавать», а не просто играть с «товаром»; покупатель должен приходить, смотреть, выбирать, спрашивать цену и т.д. Дети напоминают друг другу все эти игровые требования, это регулирует их действия).

В подростковом и старшем школьном возрасте на основе внешней регуляции действий (происходящей в ходе взаимодействия с более опытными взрослыми людьми, с коллективом) особенно эффективно может развиваться и внутренняя регуляция – саморегуляция, самоконтроль. Это высшая и наиболее сложная форма регуляции действии.

Саморегуляция (внутренняя регуляция) – целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой, организмом и психикой.

Чтобы выработать саморегуляцию, небходимо научиться принимать во внимание внешние требования (общественные нормы, правила, особенности обстановки). Чтобы стал возможным самоконтроль, следует, обратить особое внимание на признаки нормальности хода и результатов действия.

Без знания таких признаков регуляция действия вообще невозможна. Если вы стреляете в удаленную мишень и не знаете, как попадаете, то не имеете возможности внести поправку и разумно улучшить свой результат. Если же вы узнаете, что пули идут вниз от цели, то это признак того, что вы неверно целитесь, надо «взять вверх» и т.п. Теперь есть возможность улучшить результат.

Иногда признаки нормальности хода и результатов действия могут быть даны очень явно – в виде показаний приборов, например весов и других измерительных инструментов.

Но очень часто приходится специально заботиться о том, чтобы выяснить, выделить, уточнить признаки нормальности хода и результатов действия. Иногда чуть ли не весь секрет мастерства в выполнении действия состоит именно в том, чтобы знать и учитывать эти признаки.

Например, особенности шума, вибрации и стуков двигателя автомобиля – важные признаки для регуляции действий водителя, ремонтника. Это своего рода язык, на котором двигатель говорит о своем «самочувствии». Но не всякому человеку этот язык шумов понятен, – ему нужно учиться. Когда токарь сверлит металлическую заготовку, то признаками нормальности действий будут: а) вибрации, шум сверла (возможен, например, ненормальный «свист», «вой»); б) вид стру-жки, равномерно или неравномерно отходящей из канавок сверла; в) сопротивление рукоятки, посредством которой подается сверло. В зависимости от всех этих признаков токарь либо повы-шает, либо понижает скорость обработки, либо срочно останавливает станок и т.п.

Поведение среди людей (действия, поступки) регулируется на основе наблюдения за другими людьми, на основе их явного или молчаливого одобрения, явного или молчаливого осуждения ваших действий, на основе знания общественных норм поведения и их допустимых границ, правил поведения, законов.

Способность самоконтроля и саморегуляции – ценнейшая черта человека; ее всячески нужно в себе культивировать.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы