Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности

Казалось бы, самого себя человек знает лучше всего, и уж, во всяком случае, лучше, чем его знают окружающие. Однако это не так. Попробуйте сказать, какая память у вас сильнее развита память – на слова, на числа или на образы предметов? Какое преобладает внимание –сосредоточенное или распределенное? Какова эмоциональная устойчивость по сравнению с другими людьми? Какие побуждения являются наиболее сильными, какие – слабыми? Какие способности и к каким видам деятельности у вас наиболее сильно развиты? Серьезный человек едва ли решится сразу отвечать на эти вопросы о самом себе. Почему? Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем, измеряем окружающие нас предметы. Эти и многие другие личные (так назы-ваемые душевные или, что то же самое, психические) качества человека нельзя непосредственно созерцать ни у других, ни у себя. Вспомним, что многие физические явления также недоступны непосредственному наблюдению. Например, электрический ток или магнитное поле никто никогда не видел и не может увидеть, но это не мешает нам многое знать об этих явлениях, и знать довольно точно. Мы видим отклонение стрелки вольтметра, компаса, ощущаем, наконец, боль, прикоснувшись к оголенному электропроводу. Подобные признаки (их можно также назвать симптомами) говорят нам о наличии электрического тока, магнитного поля, которые недоступны непосредственному наблюдению. Точно так же и врач, например, не видит и не слышит саму болезнь, а наблюдает ее симптомы – учащенный пульс, повышение температуры, слышит жалобы на определенные боли и т.п. Образно говоря, об огне мы судим по дыму, если даже сам огонь не виден. Вот именно этот принцип – «нет дыма без огня», широко применяемый во всех областях знания, в повседневной практике ориентировки человека в среде, применяется нами и при изучении личных качеств как у других людей, так и у самих себя. Потому и нужны специальные психологические науки, что личные качества человека нельзя определить легко и сразу. Находясь, например, в библиотеке, мы можем хотя бы с внешней стороны обозревать запасы книг на полках. Но попробуйте разглядеть подобным образом запасы и особенности своей собственной памяти. Это вам не удастся. Чтобы узнать, например, некоторые качества своей памяти, нужно провести с самим собой то же испытание, которое вы провели бы, чтобы узнать особенности памяти своего товарища, – дать себе задание на заучивание и выполнить его. Успех, достигнутый при заучи-вании, важно сравнить с результатами у других людей. Это будет своего рода лабораторный опыт по изучению собственной памяти.

Очень важно привыкнуть к мысли, что не только других, но и самих себя мы познаем по результатам своих действий, успехам и неудачам в разных условиях. Вот почему, чтобы хорошо узнать себя, нужно, в частности, научиться разбираться в других людях. Разумеется, не все личные качества человека можно определить в лабораторных опытах. В ряде случаев они либо невоз-можны, либо излишни. Повседневная жизнь на каждом шагу ставит с нами своего рода опыты. Изо дня в день вы запоминаете новый учебный материал, отвечаете на вопросы учителя, решаете задачи, требующие сообразительности. На уроках физкультуры вам тоже задают задачи (хотя их так и не называют, но однако это так), для решения которых требуется сила, ловкость, быстрота, выносливость, смелость. На уроках труда вы решаете задачи на практическую смекалку и т.п. В общественно-организаторской работе возникают задачи, требующие умения понимать людей, устанавливать с ними отношения доброжелательности, руководить и подчиняться. Одним словом, повседневные дела можно рассматривать как естественные эксперименты, требующие проявления самых различных качеств человека. Важно научиться видеть и понимать проявления этих качеств, для чего следует познакомиться: а) с методами изучения личных качеств человека и б) с основными типами и видами таких качеств.

Все эти вопросы изучают специальные науки – психологические, которые для краткости будем называть «психология».

Одна из важнейших задач психологии – научить людей хорошо понимать друг друга и самих себя, совершенствовать ценные личные качества и преодолевать недостатки.

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правиль-ной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспи-тания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизнен-ные идеалы и цели.

Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает нали-чие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы самовоспитания входят: самоодобрение, самоосуждение, самовнушение, самоубеждение и самоприказ. Самовос-питание чаще возникает в подростковом возрасте, но его можно наблюдать и в поведении людей более раннего возраста. В подростковом возрасте решающую роль в самовоспитании играет самооценка. Важным мотивом становится недовольство собой, несоответствие своим идеалам. Самовоспитанием большинство людей практически занимаются всю жизнь.

Самопознание – изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятель-ности, познание самого себя. Способность к самопознанию присуща только человеку. Реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально самобытными моментами. Зарождается самопознание в детском возрасте и нарас-тает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Развитие способностей позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т.е. самопознание – не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. В самопознании соот-носятся мотивы и поступки, одни желания, влечения, стремления человека с другими. В резуль-тате личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свое «Я», принимает либо отвергает его.

Это процесс, не всегда явный внутренний диалог. Человек может придти и к завышенной нереалистической самооценке, и, наоборот, к утрате симпатии и уважения к себе.

Самопознание – реальность очень серьезная при построении жизненного пути. Самопоз-
нание – это не просто разновидность знаний о себе. Это психическая целостность, относительно устойчиво характеризующая данного человека и постоянно изменяющаяся в ходе поступков и развития его как деятеля.

Самопознание выполняет регулирующую функцию, связанную с самосовершенствованием и поиском смысла жизни. Личности нет как без сознания, так и без самопознания.

Самопознание необходимо для успешного развития личности, адаптации к социальной и природной среде, для установления хороших отношений с людьми.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы