Психологические свойства личности

Дать характеристику человеку (стороннему или самому себе) – это получить ответы на вопросы:

1) какова его направленность, т.е. устойчивые стремления, побуждения, интересы, убеждения, идеалы («что человек хочет»);

2) каковы способности человека, к чему он наиболее способен («что он может»).

Направленность личности

Направленность личности – одно из важнейших ее свойств, которое выражается в целях и мотивах поведения, потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках.

Направленность личности может быть узколичной или носить широкий общественный характер, являться неустойчивой (всецело зависеть от ситуации) или же устойчивой (длительно определять линию поведения). Стремление, например, ученика к успешному овладению школьной программой, устойчивая направленность эффективно применять свои знания, способности и опыт в дальнейшем труде, показать себя в будущем творческим человеком и специалистом – важней-шая индивидуально-психологическая предпосылка успеха его деятельности в школе.

В направленности личности выделяются ценностные ориентации – избирательные, относи-тельно устойчивые, заинтересованные отношения к тем или иным материальным и духовным ценностям. Направленность пронизывает весь жизненный путь человека.

Разделяемые личностью социальные ценности (например свобода, равенство, милосердие) могут выступать в качестве целей жизни и деятельности, регулировать поведение. Ценностные ориентации, выражая мировоззрение и нравственные принципы, придают направленности лич-ности устойчивость и цельность.

Рассмотрим на примерах это психологическое явление.

I. Направленность.

Перед вами две ученицы. Обе старательно заучивают материал домашнего задания. Ближай-шая цель у них одна и та же – «выучить урок». Но ради чего учит та и другая? Первая ученица, получив оценку, продолжает работать и после того. Значит, она учила не только ради оценки. Вторая, получив оценку, на некоторое время перестает изучать материал по данному предмету. Значит, она учила главным образом ради оценки. Итак, ближайшая цель у обеих одна и та же, а более отдаленные цели, по-видимому, разные.

При характеристике и оценке качеств другого человека или самого себя всегда очень важно разобраться во всем множестве целей, которыми руководствуется человек. Эти цели, как правило, соподчинены друг другу, составляют иерархию. Одни (или даже одна) могут быть главными, хотя и очень отдаленными; другие – подчиненными. Если вы наметили для себя в качестве далекой цели стать специалистом, например, в области изготовления одежды, то неизбежно начинаете продумывать «лесенку» все более близких целей, которые ведут вас к осуществлению вашего замысла. Вы начинаете больше интересоваться избранной областью, стараетесь достать нужные справочники, книги, узнать, какие есть профессиональные учебные заведения и какие виды профессий есть в этой области. С удивлением узнаете, например, что современный
портной – это не только точный исполнитель фасона, но и художник, способный самостоятельно и удачно изменить модный силуэт в соответствии с особенностями фигуры, это и декоратор, который может так подобрать ткань, чтобы она украшала данного человека. Портной – это и психолог, определяющий некоторые личные особенности заказчика, так как то, что подойдет шустрой, энергичной девушке, не к лицу застенчивой и медлительной. Портной – это и экономист (проблема экономичного кроя), и дипломат, и педагог (часто нужно тактично убедить заказчика, что ему подойдет совсем не тот фасон, который он себе случайно выбрал). Узнав все это, вы задаетесь целью познакомиться с перечнем учебных предметов, которые преподают в профессионально-техническом училище швейников, а также кружков, которые там имеются, и т.д. Таким образом, у вас возникла система соподчиненных целей – их иерархия.

Система целей определяет многие особенности мотивов поведения и деятельности человека.

Мотив – это побуждение, стремление к чему-либо, переживание особого беспокойства, связанного с неудовлетворенностью чем-либо, он определяется прежде всего не по тому, что сейчас делает человек, а по тому, ради чего он это делает, какой смысл имеет для него то или иное занятие.

Способность сознательно действовать ради далеких и притом общественно значимых целей – одна из наиболее важных особенностей человека, отличающих его от любых других существ.

Выдающиеся представители человеческого рода отличались прежде всего именно тем, что вдохновлялись такими целями и настойчиво, терпеливо к ним шли. Общество высоко ценит таких людей в любой профессии. Далекие и важные для общества цели придают смысл, перспективу и содержание всей нашей жизни. Без более или менее далеких целей работа становится неинте-ресной, бессмысленной.

Чтобы успешно бороться с недостатками поведения людей, воспитывать себя и других, важно знать и следующее. Иногда цели поведения человека таковы, что они не одобряются людьми.

Научиться понимать других и себя – это значит прежде всего научиться разбираться именно в мотивах поведения и деятельности, т.е. отвечать на вопрос «ради чего?». Типичная ошибка при этом состоит в попытке «мерить других на свой аршин».

В тех профессиях, где приходится работать с людьми (воспитатель, учитель, продавец, организатор, руководитель), нельзя добиться успеха, если не интересуешься мотивами поведения и действий личности. Одному и тому же человеку присуще одновременно большое количество разнообразных, разнородных и подчас неожиданных мотивов.

Все мотивы можно разделить на две группы – «природные» и «приобретенные». Природными называются те, которые зависят в основном от наследственных рефлексов нервной системы. Они проявляются как бы автоматически либо почти с самого рождения, либо по мере роста и созре-вания организма. На первый взгляд кажется, что природные мотивы человека – это то же самое, что инстинкты животного. Но это не так. Природные мотивы человека имеют ряд особенностей, резко отличающих их от инстинктов. Хотя речь идет о природных мотивах, но это уже очелове-ченная природа.

Природные мотивы иногда называют влечениями; к их числу относятся, например, влечение к деятельности, влечение к новизне, пищевое влечение, влечение к противоположному полу.

Эти мотивы субъективно осознаются не как направленные на определенный предмет – «скучно в однообразной обстановке, хочется встряхнуться», «хочется поесть» и пр. Влечением называют именно неосознанный, безадресный мотив. Если же у него есть четкий «адрес», то это будет уже не природный, а какой-либо из приобретенных (высших) мотивов, о которых речь пойдет позднее.

Природное влечение к деятельности – основа, на которой развивается у каждого человека потребность в творческом, производительном, полезном для общества труде. Человек нуждается не в любой деятельности, а в той, которая дает полезный продукт. В старину у монахов-иезуитов было такое наказание: провинившегося заставляли толочь... воду в ступе. Дело не тяжелое – толки себе, влечение к деятельности удовлетворяется, но, оказывается, заниматься «пустым» делом для человека тоже невмоготу: остро дает себя знать потребность в полезном труде.

Вы уже, вероятно, заметили или подумали, что природные мотивы (влечения) человека не проявляются изолированно, сами по себе. Они всегда тесно переплетаются с высшими мотивами, идеалами, эстетическими потребностями и т.п. Это явление, эту чисто человеческую черту психологи обозначают как одухотворение влечений. Человек стремится не просто к двигательной активности, а к созданию чего-то, полезного для других. Он не просто стремится поглотить пищу, а нуждается еще и в том, чтобы эта пища привлекательно выглядела.

Не все природные мотивы в одинаковой степени влияют на поведение человека. Любозна-тельность и влечение к деятельности могут быть сильнее голода и страха. Изучение биографий выдающихся людей свидетельствует о том, что влечение к деятельности и познанию нового преобладает над остальными природными мотивами, уже отмечалось, что на основе влечений формируются более сложные мотивы – так называемые высшие. Они отличаются от природных тем, что складываются, воспитываются в ходе всей жизни человека. Их можно сгруппировать в четыре вида; идеалы, убеждения, потребности, стойкие отношения личности.

Идеалы – это мысленные образцы личных качеств человека, его деятельности, норм поведе-ния в обществе, жизненных путей. Иногда идеалом может быть конкретный человек, иногда – литературный герой, историческая личность, герой кинофильма. Идеал может быть и собиратель-ным, т.е. человек хочет быть таким же спокойным и уравновешенным, как летчик-испытатель, таким же широко образованным, как учитель литературы, таким бесстрашным, как легендарный разведчик Кузнецов.

Идеалы являются как бы маяками нашего поведения, деятельности. Поэтому очень важно отдать себе отчет в том, какими идеалами мы руководствуемся в своей жизни, в выборе жизнен-ного пути. Достаточно широко распространенной ошибкой является выбор идеала лишь по внеш-ним признакам. Старший школьный возраст – пора самоопределения и, в частности, оконча-тельного уточнения жизненных идеалов.

Важнейшая группа высших мотивов – убеждения, т.е. обоснованные твердые взгляды чело-века. Их называют также идейными мотивами, так как они основаны на общих принципах, научных, политических, нравственных понятиях, идеях. Убеждения определяют общую линию поведения человека в самых разнообразных и непредвиденных обстоятельствах. Если мы знаем, что данный человек – убежденный сторонник распространения и популяризации старинной народной музыки, то заранее можно сказать, что он всюду и везде будет ее пропагандировать и популяризировать. Его не нужно контролировать, на него можно полагаться.

Следует хорошо помнить, что для того, чтобы понять убеждения человека, совершенно недостаточно (и даже не обязательно) слышать его высказывания. Наиболее глубокие убеждения раскрываются в системе поступков и поведения в ответственной обстановке. О человеке судят главным образом не по тому, что он о себе говорит, а по тому, что и как он делает.

Убеждения очень важно отличать от предрассудков, а убежденного человека – от простого упрямца. Упрямый человек напоминает автомобиль, у которого заклинило рулевое управление и который едет, уже не сообразуясь с перекрестками, и с поворотами дороги ни с самой дорогой. Крайние случаи упрямства, связанные с систематическим стремлением действовать наперекор другим, психиатры именуют специальным термином – «негативизм».

Предрассудки – это тоже твердые взгляды, но они основаны, не на реальном знании жизни, а усвоены понаслышке, на основе недостаточных сведений. Речь идет не только о религиозных, но и, например, о нравственных предрассудках.

Говоря об убеждениях и предрассудках, нельзя не сказать и о привычках.

Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия. Они играют важную роль в воспитании и самовоспитании убеждений, могут подкреплять не только убеждения, но и некоторые предрассудки. Привычки могут побуждать к некоторому поведению, поступкам и таким образом выступать как осознанный или (чаще) неосознанный мотив.

Нам легче действовать «по привычке». Поэтому такие полезные, ценные привычки, как привычка к труду, привычка к определенным формам вежливого обращения с людьми, гигиенические привычки и т. п., избавляют нас от излишних усилий над собой. Но, очевидно, не всегда и не все привычки ценны. И совсем уж плохо, если человек начинает подыскивать подходящее «идейное» оправдание для своих дурных или односторонних привычек.

Старший школьник должен отдавать себе ясный отчет в том, что он часто невольно находится во власти одной из подобных привычек. Дело в том, что школа приучает вас в основном к сидячему умственному труду, к словесной деятельности. Разумеется, есть и уроки физкультуры, и элементы художественной и производственно-трудовой деятельности. Но согласитесь, что все-таки основное, за что школа «казнит» и «милует», – это успехи или неуспехи в сидячей умственной, словесно-символической (так называемой вербальной) деятельности. И вот после учебы в школе встает задача избрать дальнейший путь, профессию. Понятно поэтому, что многим кажется наиболее желанным пересесть со школьной парты на институтскую скамью, вместо того чтобы попробовать свои таланты в производственном труде. А ведь и этот путь может приносить человеку глубокое удовлетворение.

Потребность – это, как и влечение, мотив, связанный с переживанием неудовлетворенности, нужды. В отличие от влечений, потребности направлены на вполне определенный объект или действие. Комплекс потребностей человека зависит прежде всего от того, какими способами человек располагает для удовлетворения природных мотивов. Если вследствие стечения обстоя-тельств эстетические, музыкальные потребности человека удовлетворялись путем слушания хри-пловатого пения под дребезжание гитары в неумелых руках, то не удивляйтесь, что такой человек не испытывает потребности в посещении оперы и симфонических концертов. Этот пример поучителен и для самовоспитания. Если уважаемые люди советуют вам заняться каким-либо делом или хотя бы познакомиться с ним, а оно вам «не нравится», «не тянет», то не спешите считать свои потребности эталоном. Попробуйте сначала «втянуться», «осмотреться», и лишь после этого окончательно решайте вопрос о выборе занятия. В дальнейшем, возможно, не пожалеете об этом.

Потребности можно сгруппировать в три вида.

1. Материальные потребности – в пище, одежде, жилище, предметах обихода.

2. Социальные потребности – общении, труде, в положительной оценке, одобрении окружающих.

3. Духовные потребности – в красоте, олицетворенной в природе или произведениях труда и искусства, в познании новых явлений и закономерностей природы и общества.

Мы рассмотрим некоторые из социальных и духовных потребностей.

Вполне естественно, что человеку небезразлично, как о нем думают и как его оценивают. Человек – существо общественное, у него еще в раннем детстве формируется особая социальная потребность в одобрении окружающих. Невыносимо, если тебя не одобряют и не поддерживают, а только порицают и указывают на недостатки.

Та степень одобрения, похвалы, признания, общественной оценки, в которой нуждается человек, называется его уровнем притязаний. У разных людей уровень притязаний различен. Это опять-таки вполне естественно, так как разные люди в разных случаях заслуживают разной оценки. Особенно ясно это видно на примере тех оценок, которые вы получаете от учителя на уроках. Один ученик получил четверку и доволен, а другой, получив четверку, считает, что потер-пел неудачу. Если первый знает урок на «три с плюсом», а второй на «пять», то их переживания вполне нормальны. Но все дело в том, что уровень притязаний может быть нереалистическим. Это бывает, когда человек, например, претендует на более высокую степень похвалы, оценки, чем он на самом деле заслуживает.

Человеку с завышенной самооценкой нелегко живется среди людей, ему все кажется, что его недооценивают, он все время стремится подчеркнуть свои успехи, обвинить в своих неудачах других. Это часто бывает, когда профессия выбрана не по душе, не по способностям.

Очень важно смолоду воспитывать у себя трезвый, реалистический уровень притязаний на общественное признание. Это залог успехов и душевного равновесия. К числу социальных отно-сится и потребность в общении. Дело не просто в том, что вместе веселее. Доказано, что вне общения человек даже не может сложиться как разумное существо. Науке известны более двух десятков случаев, когда человеческие дети по случайным причинам оказались вскормленными в логове зверей. Хотя эти дети имели все наследственные задатки человека, но они выросли вне общения с людьми и не обладали ни человеческой речью, ни разумом, им недоступно чело-веческое поведение.

Все, что человек знает и умеет, он приобретает в ходе взаимодействия с другими людьми или с продуктами их деятельности (книгами, орудиями труда). Общение – это всегда взаимообогаще-ние опытом.

Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

Хотя потребность в общении свойственна всем людям, они могут быть очень несхожи по своему характеру. Не все одинаково склонны к определенным формам общения. Некоторые очень инициативны в установлении новых контактов. Они без труда завязывают знакомства, чувствуют себя с малознакомыми людьми так же свободно, как и со знакомыми. Без частых контактов, без общения им скучно, тягостно, их «внутренний накал» быстро иссякает, им нужен приток все новых впечатлений, они любят «быть на людях». Этих людей иногда называют экстравертами (обращенными вовне).

Экстраверт – человек, сознание и внимание которого направлено на то, что происходит вокруг него.

Другие же тяготятся частыми и разнообразными контактами; они предпочитают общаться лишь с узким кругом привычных людей, неинициативны в приобретении знакомств. Общение с новыми людьми их тревожит, утомляет. Они не нуждаются в постоянном притоке новых впечатле-ний, имеют стойко сохраняющийся «внутренний накал», Живут как бы переработкой полученных впечатлений. Таких людей называют интровертами (обращенными вовнутрь).

Интроверт – человек, сознание которого направлено к самому себе; поглощенность собствен-ными проблемами и переживаниями, ослабленное внимание к тому, что происходит вокруг.

Вы, конечно, уже примерили к себе характеристику и экстравертов, и интровертов, и у вас возник «классический» для таких случаев вопрос – кто лучше?

Никто не лучше. И те и другие по-своему хороши, – люди могут быть разными, но равноцен-ными.

Однако указанные особенности людей существенны для успеха в различных видах профессиональной деятельности. Например, продавец по роду своей работы должен все время вступать в общение с новыми людьми. Для интроверта это неблагоприятно, вызывает у него нервные перегрузки, тогда как экстраверт, при прочих равных условиях, чувствует себя здесь как рыба в воде. Зато в условиях такой работы, когда поступает мало внешних впечатлений, когда редки контакты с новыми людьми, экстраверту становится скучно, тягостно, трудно. Здесь лучше проявит себя интроверт.

Духовные потребности, в свою очередь, бывают двух видов: эстетические (связанные со стремлением к прекрасному) и познавательные. Если вам довелось видеть в музее или на картинке старинные орудия труда, предметы обихода, то вы могли обратить внимание, что они обычно так или иначе украшены. У ножа – резная ручка, прялка – с резным орнаментом, полотенце – с вышивкой. Если взглянуть на это «трезвым» взглядом, то, казалось бы, полотенцем и без вышивки можно вытираться, а прялка или коромысло будут служить не хуже и без художественной резьбы.

Однако красивое, прекрасное создает у человека хорошее настроение, а хорошее настроение делает человека способнее. Работать красивым инструментом, орудием приятнее, работа спорится.

Потребность в создании и восприятии прекрасного – очень важная черта человека.

Познавательные потребности можно также разделить на две группы: потребность ориен-тировки в событиях и явлениях окружающей среды (социальной и предметной); потребность в познании какой-либо специальной области явлений (учебные, научные, профессионально-трудо-вые интересы).

Потребность ориентировки в событиях окружающей жизни свойственна каждому человеку, она обнаруживается в кажущихся нам вполне естественными вопросах друг к другу: «Как дела?», «Что нового?» и т.п. Эта потребность – одно из необходимых условий для согласованных дейст-вий людей («Не знавши броду, не суйся в воду», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»).

Учебные интересы школьника – лишь малая часть познавательных мотивов человека. Вряд ли вас интересовали когда-либо «метод оврагов как путь оптимизации слепого поиска» или «топонимика Среднего Поволжья». Скорее всего вы даже не знаете, что это такое. А между тем есть люди, которые тратят свои лучшие годы на эти предметы. Полезно усвоить мысль, что об огромном большинстве интереснейших объектов вы даже никогда не услышите – так их много. Поэтому уж во всяком случае не следует свой набор учебных интересов считать незыблемым и исходным центром для выбора «интересной» профессии. Есть множество неведомых предметов, которыми следовало бы заинтересоваться. Эти предметы рассеяны по океану профессий, именно с ними и связаны так называемые профессионально-трудовые познавательные интересы.

Профессионально-трудовые интересы можно группировать по-разному. В частности, можно выделить такие группы интересов.

1. Интересы к явлениям, доступным для восприятия нашими органами чувств (не только зре-ния, но и слуха, осязания, обоняния, вкуса, ориентации в пространстве и пр.).

Например, когда работает двигатель автомобиля или трактора, то для большинства людей это досадный шум, а для хорошего механика – очень содержательный «язык» машины. Так же, как дирижер оркестра может слышать отдельно каждый инструмент, так и хороший механик умеет различать стук шатунной втулки или коренного подшипника, ставить «диагноз» и назначать «лечение» двигателю. Все это происходит как следствие активного интереса к определенной области звуковых явлений (здесь нужен специфический талант). Это целый мир звуков, который для большинства людей непонятен и как бы не существует. Для многих существует лишь мир музыкальных звуков. Но последние – лишь остров в мире звуковых впечатлений. Прекрасный остров, но еще не весь мир.

Для разного рода наблюдательских профессий требуется высокая культура зрительного наблюдения, особая тактика и стратегия распознавания смутного изображения на экране радиоло-катора, считывания показаний приборов и т.д. (Это тоже целый мир зрительно воспринимаемых явлений, тонких оттенков между сигналами. Здесь тоже нужен специфический талант.) Этот мир для большинства людей также скрыт. В большом числе профессий, связанных с созданием вещественных ценностей, нужно тонко ориентироваться в мире движений. В частности, ощущать тончайшие различия в прилагаемых усилиях, направлениях и скоростях движений. Это опять-таки целый особый мир. Так же обстоит дело с миром запахов, вкусовых ощущений. Каждый из этих миров заслуживает того, чтобы им заинтересоваться.

2. Интересы к общим идеям, принципам, теориям – ко всему тому, что выражается словами, формулами, знаковыми системами.

Успешная учеба по большинству школьных предметов требует именно этой группы интере-сов, поэтому она, вероятно, вам наиболее близка. Здесь вам легче всего самим разобраться, что вам нравится, что – нет. Именно в отношении этой группы интересов вас лучше всего знают учителя – ваши основные помощники в самоизучении. Но следует помнить, что это не единствен-ная группа интересов.

3. Интересы к области межличностных отношений, к познанию всего того, что существенно связано с руководством, подчинением, дружбой, враждой между людьми и т.п. Представьте себе организатора коллектива, который не интересуется этим и не знает тонкостей данной области. Это то же, что инженер-конструктор, не интересующийся техникой, или музыкант – музыкой.

Каждая профессия требует от человека и одновременно развивает в нем все три выделенных выше вида интересов, но как бы в разных пропорциях. Теоретик может с увлечением комбиниро-вать термины, цифры, символы, он может любоваться «красотой» формулы, но оставаться доста-точно равнодушным к вполне осязаемым красотам, благам и даже неудобствам.

К числу мотивов можно отнести и устойчивые отношения человека к определенным сторонам действительности – отношение его к людям, к деятельности, к предметам, к самому себе. Речь идет о таких отношениях, которые типичны для данного человека, устойчиво характеризуют его. Поэтому иногда их называют чертами характера. Они проявляются в поступках, но не всегда, а в определенной обстановке. Например, трудолюбие (как отношение к деятельности) не может проявиться вне труда, отношение к людям – вне взаимодействия с людьми и т.д.

Проявление черт характера как стойких отношений (и вместе с тем мотивов поступков) человека следует отличать от проявлений воли, волевых действий.

Волевые действия, поступки – путь к формированию характера. Сознательно обдумывая линию поведения, выбирая цели, делая усилия над собой и совершая необходимые поступки, мы воспитываем в себе необходимые черты характера.

Воля – свойство, процесс, состояние человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы