Признаки уровня развития способностей

До сих пор мы различали способности только по качеству: «к чему способен?». Каковы же признаки, по которым можно судить об их уровне: «насколько способен?», «кто более спосо-бен?». Иногда применяют тесты. Тестов разного рода, плохих и хороших, придумано очень много. Их недостатком является то, что они ставят человека в условия несколько искусственной деятель-ности; кроме того, не всегда ясно, действительно ли мы узнаем о какой-то способности человека или нам только кажется, что это так. Наконец, тесты адресованы всегда к каким-то частным особенностям психики, «психическим лоскуткам», связь которых с профессиональной пригод-ностью не всегда ясна. Кроме тестов есть и «жизненные показатели» уровня способностей:

1) успешный результат деятельности;

2) оригинальность, самобытность при выполнении работы;

3) степень преодоления неблагоприятных условий среды;

4) быстрота овладения новыми знаниями и навыками (хорошая обучаемость в той или иной области).

Все эти показатели нужно учитывать, по возможности, одновременно.

Если два человека работают хорошо, делают все, что им поручают, выполняют норму, но при этом один из них находит свои пути решения трудовых задач, если он инициативен и догады-вается сделать то, чему его не учили, то он явно способнее, чем другой.

Если два человека работают или учатся хорошо, оба проявляют творческую инициативу, но один из них живет в неблагоприятных условиях, то он явно способнее, чем другой, – ведь он добился тех же успехов, преодолев большие трудности.

Раннее или позднее проявление способностей не характеризует их уровень. Иногда выдаю-щиеся способности проявляются поздно, даже в зрелом возрасте. И, напротив, раннее увлечение математикой или музыкой не обязательно приводит к развитию большого таланта.

Дело в том, что талант – высокий уровень развития способностей, явление в конечном счете не биологическое, а социальное.

Разовьет ли человек свои способности – это будет зависеть от того, правильно ли он выберет свое место в жизни, свой профессиональный путь.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы