Понятие о способностях

Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Признаки понятия «способность»:

1) Индивидуально-психологическая способность человека;

2) Особенность, обусловливающая возможность успеха в какой-либо деятельности;

3) Особенность, не сводящаяся к конкретным знаниям, отдельным навыкам, привычкам.

Нет такой особой группы психологических качеств, которые были бы способностями и более ничем. Любая особенность мотивов, характера, ума, чувств, воли, если она удовлетворяет изло-женным выше трем признакам, относится в то же время и к категории способностей.

Одним из наиболее волнующих является вопрос о возможности развития способностей. Рас-смотрим некоторые факты.

Вот перед вами два дошкольника. Один может пропеть по слуху несложные мелодии из
трех–пяти звуков, которые ему перед этим проиграли на инструменте, другой, хотя и «гудит», но совсем не похоже на то, что перед этим прослушал. Очевидно, что у первого дошкольника есть способность – музыкальный слух, а второму, как говорят, «медведь на ухо наступил».

Психолог А. Н. Леонтьев занимался с детми, у которых отсутствовал музыкальный слух, что обычно считают врожденным. С этими детьми проводились специальные тренировочные опыты. Ребенка, который не может точно пропеть заданный звук, начинают вначале «подстраивать», как подстраивают, например, гитару: «Пой немного потоньше... Нет, нет, это уже слишком, чуть потолще (пониже)» и т.д. Когда голос ребенка совпадает с заданным тоном, обращают его внима-ние на особый характер получающегося при этом звучания (унисон). Достаточно быть не глухим, чтобы заметить, что при таком совпадении получается особое звучание. После нескольких занятий ребе-нок научается «подстраиваться» самостоятельно вначале к отдельным звукам, а затем и к их сочетаниям, мелодиям. После нескольких месяцев таких и подобных занятий дети вполне хорошо пропевают простейшие новые мелодии, ничем не отличаясь от тех, кто имеет музыкальный слух. Если бы детей учили и тренировали петь только определенные мелодии, то это был бы просто навык – автоматизированные действия. Но ведь они самостоятельно пропевают новые для них звукосочетания!

Здесь уже можно говорить о способности, ибо способность, которую приобрели дети, нельзя свести просто к навыкам. Это способность в самом строгом смысле этого слова. Врожденной она раньше казалась потому, что мы не знали, как ее сформировать у человека. Точно так же обстоит дело и с другими способностями – пока не знают, как их развить, разводят руками: «природный дар»... На самом же деле способности развиваются, формируются в активной, напряженной деятельности.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы