Понятие о действии. Виды действий

Итак, выше мы рассмотрели основные особенности действия как элемента деятельности человека.

Действие – не одномоментное явление, а процесс, протекающий во времени, имеющий начало и конец, а также совокупность процессов познания и исполнения, направленных на дости-жение ближайшей цели.

Признаки понятия «Действие»:

1. Совокупность процессов познания и исполнения.

2. Направленность (наличие мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели.

В целом действия в зависимости от особенностей их целей делятся на следующие виды:

1. Цель двигательных действий – обеспечить удержание или перемещение своего тела, то есть решить двигательную задачу. Этот вид действий наиболее широко представлен в спорте, в профессиях, связанных с применением ручных орудий труда, машин с ручным управлением.

2. Цель гностических действий – узнать, распознать, запомнить, удержать объект рассмотре-ния в поле ясного сознания, сделать вывод, сравнить два предложения. Обобщенно говоря, решить задачу на распознавание, узнавание, запоминание, выяснение причин и предвидение ситуации.

В соответствии с этим среди гностических действий можно выделить:

а) перцептивные действия – рассмотреть, расслышать, определить на ощупь, на вкус, по запаху и т.п. Этот вид действий наиболее широко представлен в таких специальностях, как конт-ролер-приемщик готовой продукции, дегустатор и т. п.;

б) мыслительные действия (их называют также умственными, логическими, интеллектуаль-ными) – вывести новое знание из известного, сделать вывод (помножить число на число, опреде-лить подлежащее в предложении; сообразить, какую одежду надеть в зависимости от изменив-шейся погоды, какой резец применить для обработки данной детали; определить наилучший вариант раскроя ткани, наилучший режим обработки изделия и т.п.). Этот вид действий, как и любой другой, нужен в каждой работе.

3. Цель социально-коммуникативных действий – связана с взаимоотношениями и взаимо-действиями между людьми: поступки, коммуникативные действия, организующие действия, обслуживающие действия.

Поступки – действия, в которых сознательно выражается положительное или отрицательное отношение человека к правилам поведения, законам, целям, признанным в данном коллективе, обществе.

Коммуникативные действия – установление и поддержание контактов, знакомств, обмен сведениями или материальными предметами.

Организующие действия – приказ, команда, совет, просьба, разъяснение, указание, одо-брение, порицание.

Обслуживающие действия – (полезные действия по удовлетворению тех или иных потреб-ностей людей.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы