Ориентировка и исполнение

Вернемся к опыту, приведенному выше. На первый взгляд, единственное, что вы делали в этом опыте, – это движения. Но это не так. Движения – это только исполнительная часть вашего поведения, а была еще так называемая ориентировочная (гностическая). А именно, когда вы смотрели на точку и кончик карандаша, то оценивали расстояние между ними и «не позволяли своей руке» ставить карандаш на бумагу, пока это расстояние не становилось ничтожно малым. Иными словами, вы ориентировались в той обстановке, в которой вам приходилось действовать. Когда же глаза были закрыты, вы ориентировались в обстановке (т.е. оценивали расстояние между нулевой точкой и концом карандаша), опираясь уже на работу не глаз, а тех органов чувств, которые находятся в мышцах, сухожилиях. Эти органы обеспечивают так называемое мышечное чувство – знание о степени напряжения мышц, о положении рук, ног (и всех органов движения).

При ознакомлении с профессиями очень важно выделять и различать исполнительную и ориентировочную части поведения работника.

Исполнительная часть обычно более заметна, «бросается в глаза», а о существовании ориен-тировочной (гностической) можно и не догадаться. Однако именно от точной ориентировки в обстановке зависят правильность, точность, разумность исполнительных движений.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы