Общие и специальные способности

Любая деятельность требует не одной способности, а целого комплекса. Например, хороший организатор (руководитель производства и др.) должен иметь следующий набор способностей: высокий уровень умственного развития (сообразительность, способность отказаться от привычного хода рассуждений и посмотреть на обстановку с разных точек зрения, хорошая память); наблюдательность, способность увидеть в обстановке не детали, а главное, что мешает делу и на что можно опереться для его улучшения; творческое воображение и инициативу; понимание людей и способность тактично влиять на них; решительность и твердость в исполнении решений.

В этом наборе способностей можно выделить две группы, с одной стороны, более общие способности, необходимые для широкого круга занятий; с другой стороны – более специальные, необходимые для узкого круга видов деятельности. Так, например, высокий уровень умственных способностей важен практически для всех профессий и видов деятельности. Казалось бы, он «не нужен» при тяжелых или однообразных физических работах. Но, во-первых, их становится все меньше, а во-вторых, и это главное, если тяжелой и однообразной работой занят умный человек, то он быстро придумает, как облегчить, усовершенствовать эту работу. Творческое воображение и инициатива – это тоже общие способности, важные в очень многих профессиях. Способность же увидеть в обстановке главное и не «затеряться» в деталях, понимание людей и такт, реши-тельность и твердость – это относительно специальные способности хорошего организатора.

Успешная работа в любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей. Иногда о человеке говорят: «Он очень способный, но не склонен трудиться (лентяй)» или «Он не очень способный, но трудяга». Эти выражения теоретически не точны. Дело в том, что, как уже говорилось, склонность к занятости, к труду, трудолюбие – это важнейшие общие способности. Если человек не склонен к труду, то, значит, у него нет одного из важных компонентов в нужном наборе способностей, скажем, специальные способности есть, а общих – недостаточно. Может быть и наоборот – общие способности ярко выражены («трудяга»), но недостаточны специальные. Развивать нужно и те, и другие.

А что делать, если у вас налицо не весь набор способностей, нужных для избранной профессии, и недостает, именно таких способностей, которые развиваются медленно и с трудом?

В этом случае возможны два пути: либо изменить выбор, либо поискать пути так называемой компенсации недостающих или слабо выраженных способностей. Компенсация способностей – это возмещение недостающих качеств за счет либо технических средств, либо за счет других, более ярко выраженных личных качеств. Например, плохую память можно в ряде случаев компенсировать систематическим ведением записей, заметок, использованием картотеки и т.п. Недостаточное развитие пространственных представлений можно компенсировать использо-ванием объемных моделей, чертежей, схем. Медлительность можно компенсировать предусмот-рительностью. Затрудняясь обсуждать вопросы «в уме», «про себя», люди часто прибегают к обсуждению их с другими людьми. Это для них необходимый способ уяснения трудных вопросов. Компенсация недостаточно выраженных способностей – явление нормальное, и его нужно сознательно использовать, сознательно искать соответствующие пути и способы действия.

Максимально используя ярко выраженные способности и компенсируя недостающие, человек вырабатывает свой индивидуальный стиль решения типичных жизненных, трудовых, спортивных и других задач. Выработка соответствующих индивидуальных способов действия, индивиду-ального стиля деятельности наряду с овладением общими для всех приемами работы – важная задача самовоспитания. Рассмотрим это на предельно простом примере.

Одному человеку удобнее идти крупными, но редкими шагами, а другому – более мелкими, но частыми. Оба идут одинаково быстро и легко. Если считать «хорошим» стиль первого человека, то второму будет неудобно – он будет быстрее уставать. Кто от этого выигрывает? Если же считать «хорошим» стиль второго – первый будет быстрее уставать. Каждый идет в удобном для него ритме, своим стилем, и поэтому у обоих получается одинаково хорошо. То же относится и к работе.

Не следует ни навязывать огульно другим людям способы работы, которые для вас хороши, ни слепо подражать способам работы других. Цель действия может и часто должна быть единой, а способы работы могут и нередко должны быть индивидуально своеобразными. Это надо твердо запомнить.

Однако сказанное не означает, что нет или не должно быть общих для всех людей приемов и способов действий. Могут спросить: «А как же быть с передачей личного опыта?» Передавать свой личный опыт и перенимать личный опыт других людей нужно не слепо, а творчески, учитывая конкретные особенности каждого человека. «Всяк мастер на свой лад» – говорит посло-вица, и это глубоко верно.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы