Общее понятие о деятельности

Из житейского опыта вам известно, что человек постоянно подвергается воздействиям окружающей среды.

Среди них важно выделить:

а) прямые воздействия со стороны окружающих людей, коллектива (передача сведений или предметов, предъявление тех или иных требований);

б) воздействия со стороны предметного окружения (свет, звук, тепло, окружающие вещи, явления природы).

В свою очередь человек сам воздействует на окружающий мир, так или иначе изменяя в нем что-то в соответствии со своими потребностями, намерениями. Таким образом, можно говорить о взаимодействии человека с окружающей средой (социальной и предметной).

Каков смысл этого взаимодействия? Ради чего человек взаимодействует со средой? Не проще ли отгородиться от всего окружающего?

Без окружающей среды человек не может существовать; без природной среды он не может выжить как организм, без социальной – не может развиться как разумное, мыслящее существо. Это, впрочем, не следует понимать так, что человек должен как можно больше толкаться среди людей и искать все новые явления в мире предметов. Общение с людьми может быть сколь угодно опосредствованным (через книги, предметы труда). Взаимодействие с природой тоже может быть не внешним, не ежеминутным, не непосредственным.

Животные хорошо приспосабливаются к среде, но сознательно не преобразуют ее. Человек отличается тем, что преднамеренно и инициативно изменяет среду, вплоть до того что создает себе искусственную среду обитания и новые средства существования, перемещения, воздействия на природу, хранения и передачи энергии и информации (сведений).

В обиходной речи слово «деятельность» употребляется часто в смысле «работа», иногда даже применительно к стихийным силам («вулканическая деятельность»), отдельным органам тела («деятельность сердца»). Мы будем вкладывать в это слово особый психологический смысл и выделим следующие признаки деятельности.

Признаки понятия «деятельность»:

1) процесс действий;

2) Сознательная направленность на приспособление к требованиям среды и преобразование ее;

3) значимость для существования и развития человека и общества.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы