Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности

Успешность любых действий, деятельности непременно зависит от ориентировки в обстановке, знаний, умения что-то «держать в уме», короче говоря, от познавательной активности человека.

Различают два вида познания – непосредственное и опосредствованное. Если познаваемый объект действует в данное время на органы чувств, то это непосредственное познание. Например, вас интересует качество поверхности или особенности внешней формы изделия либо его деталей (машины, одежды, обуви, мебели), и вы рассматриваете, ощупываете данные изделия.

Но, если, рассматривая незнакомое изделие, вы стремитесь понять, каким инструментом, какими средствами получена такая поверхность, если вы пытаетесь догадаться о технологии изготовления этой вещи, это уже опосредствованное познание. Почему? Вы познаете здесь ненаблюдаемый объект (способ обработки, инструмент) через посредство наблюдаемого.

В различных видах профессиональной деятельности культивируется и непосредственное, и опосредствованное познание. Например, в профессиях художественного профиля, а также в профессиях и специальностях контролеров-приемщиков, бракеров, наблюдателей (например летчиков-наблюдателей лесного, рыбного хозяйства), звукооператоров радио-, кино- и телестудий требуется особое развитие процессов непосредственного познания. В профессиях научноиссле-довательского профиля, во всех профессиях, связанных с управлением коллективами, с обслужи-ванием и ремонтом сложной техники, в профессиях агрономического и животноводческого профиля обычно предъявляются повышенные требования к опосредованному познанию. Ни тот, ни другой вид познания у человека не встречается в изолированном виде. Они тесно взаимопереплетаются и, более того, взаимообогащают друг друга.

Известно, что по некоторым характеристикам познавательной деятельности человек иногда может сильно уступать животным (нередко они могут воспринимать и различать более удаленные, более слабые зрительные и слуховые сигналы, запахи; некоторые животные хорошо восприни-мают ультразвук, незаметные для нас вибрации, колебания воды, воздуха и т.п.). Разумеется, есть несметное количество привычных для человека объектов и их свойств, которые, в свою очередь, животные совершенно не воспринимают и не различают. Бессмысленно, например, говорить о том, чтобы животное воспринимало и различало сорта типографской бумаги или марки стали.

Чтобы понять своеобразие и преимущества познавательной деятельности человека, рассмотрим опыт с высокоорганизованным животным – обезьяной шимпанзе.

Перед обезьяной – ящик с окном. В окне видно лакомство – банан. Но перед окном горит широкий фитиль. Рядом бачок с водой и кружка. Рано или поздно обезьяна выучивается наливать в кружку воду из бачка и заливать огонь; после этого можно беспрепятственно достать банан.

Затем такой же опыт с той же обезьяной проводится на реке. Обезьяну помещают на бревенчатом плоту. Перед ней, как обычно, ящик с бананом, перед которым горит огонь. Но бачок с водой и кружка находятся на соседнем плоту, до которого допрыгнуть нельзя.

Обезьяне нужно залить огонь, и она стремится добраться до бачка и кружки на соседнем плоту. Используя имеющуюся жердочку, она перекидывает ее в виде зыбкого моста между плотами, кое-как добирается до кружки (а ведь кругом вода!), наливает в нее воду, с риском, балансируя, несет наполненную водой кружку на свой плот и заливает огонь. Животное, таким образом, не усматривает ничего общего между водой, наливаемой из бачка, и окружающей водой в реке.

Видеть общее, однородное в разных предметах – это особенность человека, и она дает ему громадные возможности в деятельности и коренные преимущества перед животными.

Но, чтобы увидеть общее, однородное в предметах, не всегда бывает достаточно взглянуть на них или подумать о них. Нередко необходима более или менее напряженная умственная работа в течение некоторого времени.

Выделив общие признаки в непохожих по внешнему виду предметах, человек способен удерживать их «в уме». Это раскрывает ему удивительные возможности предвидеть будущее и делать правильные выводы даже о непривычных новых предметах, явлениях.

Возьмем предельно простой пример. Когда вы кладете в стакан чая новый кусок сахара, то почему вы уверены, что он растворится? (Вы ведь не испытывали этот кусок на растворимость в воде!) Вы уверенно действуете потому, что знаете общий признак любого куска сахара. Дело выглядит не столь безобидно, когда речь идет о заводских процессах переработки огромных масс того же сахара или металла, когда решается вопрос о методе ухода за засеянными полями при данных погодных условиях, о методе лечения данного человека и т.д.

Ум считается у человека важнейшей ценностью. Но что такое ум? Это и есть прежде всего способность мысленно действовать, оперировать общими признаками предметов, явлений – усматривать сходство (общность) и несходство предметов, применять общее правило к частному случаю и, наоборот, наблюдая частные случаи, догадываться об общем признаке, правиле, законе, мысленно упорядочивать, казалось бы, разнообразные предметы по общности признаков.

Опосредствованное познание, связанное с оперированием общими признаками предметов, явлений, называется мышлением.

Обобщенность познавательной деятельности возможна благодаря речи. Поэтому, развивая речь (в частности, на материале не только специальных, но и общеобразовательных предметов), мы тем самым создаем предпосылки для развития мышления, ума.

Речь обогащает также и непосредственное познание. Более того, без участия речи невозможно четко выделять из окружающей среды и различать сложные предметы — машины, детали машин, чертежи и т.д. Если человек не знает, не дает названий тем объектам, сигналам, которые дейст-вуют на его органы чувств (кроме слов «это», «эта штуковина» и т.п.), то он, по существу, и не выделяет этих объектов достаточно определенно, четко и полно. Вот, в частности, почему так важно в каждой профессии овладевать принятой там технической терминологией, профессио-нальным языком. Даже в тех профессиях, где мастерство, в конечном счете, казалось бы, не в языке, а «в руках», «в глазах» и т.п.

Память – также важнейшая, определяющая характеристика психической жизни человека. Роль памяти не может быть сведена только к фиксации того, что «было в прошлом». Ведь никакое действие в «настоящем» немыслимо вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самого элементарного психического действия обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного».

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроиз-ведение и забывание.

Непосредственное познание сколько-нибудь сложных целостных объектов, сигналов и четкое выделение их из окружающей среды называется восприятием.

Непосредственное познание отдельных разрозненных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы называют ощущением; однако в реальной жизни здоровый, нормальный человек обычно выделяет не разрозненные свойства предметов, а именно предметы в целом, т.е для непосредственного познания человека наиболее типично восприятие, а не ощущение.

Воображение – это психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности или представления о ней. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счет обоб-щения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями.

Продуктом, или результатом, процесса воображения являются образы воображения. Они могут возникнуть в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, на основе прос-мотра фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков и шумов или через описание какого-либо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чем-либо.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы