Некоторые советы по самовоспитанию

Общий закон развития всех личных качеств человека состоит в том, что они формируются в деятельности, поступках, в преодолении внешних и внутренних трудностей.

Что такое «внутренние» трудности? Это, например, дурные привычки, мотивы, отвлекающие от основной деятельности, отсутствие полезных навыков и привычек, предрассудки и др.

Самовоспитание – это сознательная, продолжительная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков.

Известно множество случаев, когда упорная работа над собой приводила к замечательным результатам. Чем умнее человек, тем больше он недоволен собой, больше видит у себя недостат-ков, острее переживает необходимость заняться самовоспитанием. К сожалению, встречаются люди, которые стремятся добиться успеха в жизни не за счет развития способностей, расширения знаний, совершенствования мастерства, т.е. не за счет самовоспитания, а путем охаивания других, подхалимства; это – люди, стремящиеся работать не головой и руками, а, как говорится, «лок-тями». Надо быть готовым к борьбе с такими проходимцами и отнюдь не следовать их примеру, даже если вам известны факты временного преуспевания таких людей.

Первый шаг в самовоспитании – составление перечня тех качеств, которые нужно в себе укреплять и развивать, а также составление «черного списка» тех своих особенностей, которые важно подавить, преодолеть. Необходимо также наметить серию поступков, действий для тренировки ценных качеств и преодоления недостатков. Это – программа самовоспитания.

Личность формируется в деятельности, поэтому нельзя в себе что-либо воспитать иначе, как посредством активных реальных действий и поступков. Однако не всякие действия и поступки ведут к успеху в самовоспитании. Необходимо предварительное и последующее их обсуждение. Средством в самовоспитании должен быть личный дневник. Здесь у вас будут записаны и про-грамма самовоспитания, и все шаги по ее реализации, успехи и неудачи в этом трудном, важном и продолжительном деле. Программу самовоспитания полезно «обговорить» с толковыми товарищами и теми из старших, кто может вас правильно понять. Лучший советчик – учитель или другой, близкий вам взрослый, авторитетный для вас как специалист по вопросам воспитания. Обращаясь за советом, умейте терпеливо слушать, взвешивать «за» и «против», вежливо защищаться от слишком настойчивых, но неприемлемых советов. Но советоваться с разными людьми, обсуждать свои решения все же надо. Если вы перестанете это делать, то рискуете потерять правильную ориентировку в общественной жизни, а тем самым и в деле построения своего собственного жизненного и профессионального пути.

Необходимые условия самовоспитания – самоконтроль, самоотчет и самокритика. В конце каждой дневниковой записи полезно подытожить: а) что сделано; б) что не сделано (при этом отметить, что сделано хорошо и что плохо); в) что следует сделать дополнительно.

В процессе самовоспитания полезно давать не только индивидуальные самообязательства, но и взаимные обязательства двух-трех лиц. Коллективное самовоспитание бывает весьма эффективно.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы