Методы изучения личных качеств человека

Метод познания, изучения – это путь, которым человек идет от незнания к знанию об интере-сующем его предмете, явлении или человеке.

Пословица «Чужая душа – потемки» напоминает нам, что не очень просто и не сразу можно разобраться в личных душевных качествах человека. Как мы уже говорили, разобраться в своих личных качествах не намного проще, чем в особенностях другого человека. А без хорошего знания своих личных качеств, без знания некоторых психологических особенностей нельзя разумно выбрать профессию. Методы психологии – это и есть тот прожектор, которым можно осветить эти «потемки».

Например, в вашем классе появился новый ученик. Назовем его А. У вас возникает вопрос, что он за человек, каков он. Вы начинаете к нему присматриваться: вот А идет по коридору. Из соседнего кабинета биологии ученик Б выносит в руках целое нагромождение учебных пособий. Нагрузился выше головы. И вдруг самый верхний предмет – штатив с пробирками – закачался и стал падать. Ученик А немедленно бросился на помощь и удержал падающий предмет, выронив из рук свои книги. В то же время ученики В и Г, находящиеся рядом с Б, наоборот, отпрянули от него, чтобы падающий предмет их не задел или не забрызгал жидкостью. Итак, вы наблюдали поведение ученика А в определенной обстановке на фоне поведения других людей. Можно ли сделать какие-либо предположения о личных качествах нашего наблюдаемого? Безусловно. По-видимому, ученик А – отзывчивый, чуткий человек, готовый, не долго думая, прийти на помощь другому. Впрочем, одного факта для выводов еще недостаточно. Вы продолжаете наблюдать за А, проверяя свое предположение. Одновременно вы невольно начинаете больше наблюдать себя, свои поступки, задумываясь о том, как бы вы вели себя в той или иной обстановке. Наблюдая и оценивая другого человека, мы в тоже время начинаем лучше разбираться в самих себе, более объективно оценивать свои успехи, достижения, особенности. Человек ненаблюдательный в отношении окружающих, как правило, имеет превратное представление о самом себе (либо переоценивает, либо недооценивает себя).

Итак, вы применили один из классических неэксперементальных методов психологического познания – метод наблюдения; одновременно вы могли отчасти прибегнуть к самонаблюдению.

Непосредственным объектом наблюдения являются:

1. Движения, действия, поступки, поведение (а также и отказ от действий, отсутствие актив-ного поведения) в определенной обстановке.

2. Высказывания (или молчание) в определенной обстановке.

3. Вегетативные реакции (такие, как покраснение или побледнение кожи лица, блеск глаз, слезы, капли пота).

Например, если ваш сосед по парте в ответ на вопрос учителя высоко поднимает и далеко тянет руку и даже размахивает ею, чтобы привлечь внимание учителя, то вам ясно, что сосед очень хочет, чтобы его спросили. Движения и действия вашего товарища в данной обстановке без всяких слов говорят о его желании. Но если вы видите, что человек идет один по лесной тропе и тоже поднял руку, слегка размахивая ею, то это движение уже говорит о чем-то другом: то ли он хочет определить, силен ли ветер, то ли ему показалось, что накрапывает дождь, и он хочет убедиться в этом. Итак, одни и те же движения и действия в разной обстановке могут говорить о совершенно разных состояниях человека. Поэтому нельзя правильно понять действия человека, не разобравшись в той обстановке, в которой он находится. Основной путь познания психики, внутреннего мира человека – это путь «извне – внутрь», от понимания обстановки – к пониманию человека.

Слушая высказывания, речь человека, можно многое узнать об его умственных способностях, знаниях, интересах, о его мечтах, отношении к людям, к делу, к себе, наконец, о его чувствах, и волевых качествах. Речь – очень богатый источник сведений о внутреннем мире человека.

Но высказывания, речь или молчание, в том числе и высказывания человека о самом себе, должны, как и всякое его действие, также рассматриваться и пониматься в связи с окружающей обстановкой. Например, слабо успевающий ученик, долго, в поте лица решавший задачу и наконец решивший ее, восклицает громко, чтобы все слышали: «Какая легкая задача! Даже не ожидал!» Вам ясно, что он хочет показать окружающим, что он не такой уж отстающий, хочет улучшить свое положение в глазах окружающих. Если же задача решена легко и быстро хорошо успевающим учеником, те же слова можно понять иначе – как проявление общительности ученика, его стремление поделиться своим впечатлением о задаче с другими.

Выраженные вегетативные реакции говорят обычно о сильном волнении, о положительных или отрицательных эмоциях, о сдерживаемом внутреннем напряжении, которое человек может не проявить в движениях и речи. Одни и те же вегетативные реакции (подобно двигательному и речевому поведению) также могут говорить о разных внутренних состояниях – в зависимости от обстановки. Покраснеть, например, можно и от гнева, и от стыда, и от радости, и даже от опасения «как бы не покраснеть».

Итак, при психологическом наблюдении очень важно четко различать наблюдаемые симп-томы и то, о каких психических явлениях и состояниях они говорят. Не следует спешить с оконча-тельным заключением о человеке на основании отрывочных наблюдений. Нужно все время накап-ливать наблюдаемые факты, чтобы проверять правильность своих предположений, выводов.

Наблюдать можно и самого себя. Но это наблюдение – особенное. Когда человек по-настоящему занят активной и ответственной деятельностью (учебной, трудовой, спортивной), ему некогда заниматься созерцанием самого себя. Его наблюдение за собой выступает не как изучение самого себя, а как самоконтроль. Он следит за своим поведением, словами и действиями, чтобы не сделать ошибок в отношении других людей, предметов, чтобы не упустить из виду все то, что намечено задуманным планом. Во время активных действий человек как бы забывает наблюдать за собой в целях самоизучения. Стоит переключиться на самоизучение, как основная деятельность отступает на второй план. Вот почему сторонние люди нередко знают человека, лучше, чем он сам себя. Лишь во время относительного отдыха мы как бы перебираем в памяти свои действия, оцениваем их, критикуем или одобряем себя, раскаиваемся в содеянном и намечаем пути исправления ошибок. Это и есть время собственно изучения самого себя на основании фактов своего поведения в недавнем прошлом.

При самонаблюдении человеку непосредственно доступны некоторые факты из области самосознания, не явные для стороннего наблюдателя: самочувствие, разного рода эмоциональные переживания – радость, печаль и т.п., образы памяти, воображения, ход рассуждений «про себя» и др. Однако внутренние состояния так или иначе проявляются во внешнем поведении и принципиально доступны для изучения другими людьми. По разного рода результатам работы человека можно судить о многих психологических качествах; о добросовестности, аккуратности, изобретательности, художественном вкусе. «По работе и мастера знать», «Какова Устинья, такова у нее и ботвинья» – гласят пословицы. Внимательное изучение результатов своей собственной деятельности, сравнение их с результатами деятельности других людей – это также один из важнейших методов психологического самопознания. Важным экспериментальным методом является далее изучение истории личности данного человека. То, какой жизненный опыт имеет человек, у кого и чему он учился, с какими людьми привык общаться, – все это откладывает отпечаток на его интересы, способности, характер, на всю картину поведения и образ мыслей.

Все методы психологии, как вы уже вероятно поняли из предыдущего, делятся на две группы: неэкспериментальные и экспериментальные методы.

Неэкспериментальные методы характеризуются тем, что мы не вмешиваемся в протекание психических явлений, не создаем условий для их возникновения, а просто ждем их проявления, учитываем их, собираем уже имеющиеся факты.

Экспериментальные – это такие методы познания, когда тот, кто изучает, сам создает и изменяет условия, в которых проявляются психические качества человека. Поэтому даже беседу, хорошо подготовленную, можно считать экспериментальным методом. Например, вы хотите узнать у другого ученика, как он относится к классу, к школе, к учебе, к выбору профессии. Казалось бы, чего проще спросить: «Как ты относишься к своему классу?» и т.п. Но на такой вопрос «в лоб» вы скорее всего встретите в ответ либо недоуменный взгляд, либо что-нибудь вроде: «Нормально», «Как и все» и др. Но вот вы специально подготовили ряд «прощупываю-щих», косвенных вопросов, которые задаете по ходу непринужденного разговора: «А что, если нам попроситься и перейти в класс Б?», «А если бы тебя перевели в другую школу?», «Эх, увели-чили бы каникулы в два раза!». В ответ вы можете получить четкую реакцию – ваш товарищ может поддержать идею перехода в параллельный класс или соседнюю школу. Значит, его отношение к своему классу и школе не очень положительно. Возможно и наоборот – он восстанет против такой затеи, горячо доказывая, что свой класс, своя школа во многом лучше других.

Среди экспериментальных методов, в свою очередь, можно выделить лабораторные и естественные. Примером лабораторного (или модельного) эксперимента может служить тот опыт по изучению памяти, который был упомянут ранее. Главное в лабораторном эксперименте – то, что он проводится в специальных условиях, ставит не совсем привычные для испытуемого задачи, испытуемый при этом знает, что его изучают, что он «подопытный кролик».

Естественный эксперимент отличается тем, что хотя он специально организован, испыту-емый не знает, что его изучают, он занимается привычным делом в привычных условиях и ведет себя вполне естественно.

Промежуточное положение между экспериментальными и неэкспериментальными методами занимают так называемые анкетные, опросные. Сущность этих методов при изучении конкретного человека обычно сводится к тому, что предлагаются серии специально сконструированных однородных вопросов, на которые требуется ответить быстро и просто – «да» или «нет», в край-нем случае – «не знаю». Затем подсчитывается количество тех и других ответов и делается общее заключение.

По мере ознакомления с миром профессий полезно накапливать в своем личном дневнике серии вопросов по поводу тех личных качеств, которых требует данная профессия. Например, вы хотите стать капитаном-судоводителем. Постепенно узнаете, каких личных качеств требует эта работа и обучение ей. На этой основе могут возникнуть и серии вопросов, направленных на выяв-ление у себя этих качеств (интерес к технике, способность срочно мобилизоваться в неожиданной обстановке, самообладание, организаторские способности и т.д.).

Специфической и важной разновидностью опросного метода в применении к самопознанию является тот, когда вы спрашиваете о своих личных качествах не самого себя, а лиц, хорошо вас знающих и не имеющих основания скрывать свое мнение (учителей, родителей, друзей, товарищей). Важно прислушиваться к мнению окружающих, ибо нередко они вас лучше знают, чем вы сами.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы